(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Домашние онгоны

Непосредственную связь с жилищем и семейным благополучием имели религиозные фетиши — онгоны, присутствовавшие в каждой юрте. Онгон это – культовое изображение духа предка семьи или рода. Существовали культовые изображения духов, нарисованных краской на материи, сшитых из тряпок, вырезанных из войлока, дерева, жести или вылепленных из глины. Распространены были онгоны в виде шкурок пушных зверей — колонка, хорька, зайца, соболя и др. к которым прикреплялись небольшие металлические фигурки человека, ленточки или маленький бубен. Онгоны помещались как внутри юрты, так и вне ее. Нередко они хранились в войлочных, кожаных или берестяных сумочках или в деревянных ящичках продолговатой формы. Вне юрты онгоны хранились в таких же ящичках, подвешенных или прибитых к столбам.

В XIX—начале XX в. онгонов было много и связанные с ними идеи и представления носили разнообразный характер. Верили в то, что с помощью рисунков и совершаемых над ними действий (оживление изображений, надевание на них богатой одежды, принесение жертв, произнесение молитв, обращенных к духам и т. д.) можно до­биться тех или иных положительных результатов.

Домашние онгоны, помещавшиеся поблизости от юрты - во дворе, в сарае и т. п. или внутри нее на столбах, стропилах, над кроватью или над колыбелью, в пазах стен - за полками с посудой и т.д., разделялись в свою очередь на онгоны мужской и онгоны женской половины жилища. Первые хранились налево, вторые направо от входа. У иркутских бурятов к мужским онгонам принадлежали следующие: хозяин огня, водяные ханы, зурактан, луговые женщины, хозяева козла и некоторые скульптурные онгоны, а также онгоны с изображениями некоторых духов западного или юго-западного неба: духов западных тэнгриев и ханов, духов небесных светил и духов воды; сюда же следует отнести онгоны с зоо- и антропоморфными изображениями космического небесного быка, кузнечные и горные онгоны. Зурактан и горные онгоны изображали собой заянов - полубогов, духов-покровителей земного происхождения. Необходимо, впрочем, ука­зать, что не всегда перечисленные онгоны помещались на левой, т. е, мужской, половине юрты. Некоторые из них, например, зурагтан, входя в состав хойтохи онгона, хранились на женской половине.

К числу женских относились онгон шамана Нагорая, алтатан, покровительница деторождения Дуде и др. Онгоны женской, восточной половины юрты также частично относились к духам неба. Большая же часть их изображала умерших людей, в их числе шаманов и шаманок. Таковы, например, онгон двух хоринских девиц, хойморойхи и хойтохи онгоны, онгоны покровителей детей, онгоны, обеспечивающие плодовитость скота, телячьи и некоторые другие. Онгон тэнгэриин зураг помещался иногда в центре юрты, поблизости от очага.

На северной стороне юрты - хоймор, где стояла кровать, помещались онгоны, «помогавшие» в трудных родах, онгоны чадородия, онгоны семейного счастья и онгоны, «предохранявшие» детей от смерти.