(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Художественная обработка металла. Часть 1

В XIX - начале XX в.в. предбайкальские буряты использовали в торевтике несколько металлов: медь и в основном ее сплавы — бронзу (сплав с оловом) и латунь (сплав с цинком); серебро, олово, железо и в очень небольшом количестве золото.

Бронза обладает высокими литейными свойствами (текучестью, малой усадкой), достаточной прочностью, стойкостью к коррозии и красивым желтым цветом.  Благодаря этим качествам на протяжении нескольких тысячелетий ее использовали как для изготовления орудий труда и оружия, так и для ук­рашений. У бурят основной техникой обработки бронзы было литье, что обусловлено его свойствами. В XIX - начале XX вв. бронзу использовали только для создания украшений.

Латунь по своим свойствам резко отличается от бронзы. Она обладает высо­кой пластичностью и вследствие этого прекрасно поддается прокатке, штам­повке, формовке и ковке, что позволяет использовать латунь при изготовлении мелких ювелирных изделий: колец, серег, браслетов. В ювелирном произ­водстве латунь применялась у всех народов Сибири.

Серебро наиболее пригодно для ювелирного производства. Оно обладает хорошей ковкостью, прекрасно полируется, мало подвержено воздействию кислорода. Серебро - более поздний материал. Его широкое распространение на территории Южной Сибири относится к эпохе средневековья и связано с культурой тюркских народов региона. В XIX - начале XX вв. се­ребро оказывается господствующим металлом в культуре бурят, якутов, хака­сов, западных тувинцев, алтайцев. У этих народов оно занимает основное место в ювелирных изделиях и в украшении снаряжения всадника и коня. В одежде оно соседствует с бронзой. В художественной обработке у других народов серебро встречается значительно реже, что не позволяет считать этот металл традиционным для них материалом.

Еще одним металлом, используемым в исконных ремесленных традициях Сибири, было олово. Оно обладает хорошей пластичностью и текучестью.  На террито­рии Предбайкалья олово как поделочный материал использовалось в основном в нашивных украшениях костюма.

Железо хорошо поддается ковке, легко сваривается, однако во влажном воздухе довольно быстро покрывается коричневым слоем ржавчины. Вследствие высокой температуры плавления и легкой окисляемости железо редко исполь­зуется в ювелирном деле.  Оно использовалось для изготовления в основном снаряжения всадника-воина, коня и женских свадебных украшений. Железные пластины и бляшки покрывались узором из листового, ленточного и волоченного серебра.

Одним из первых технологических приемов обработки металлов, известных человеку с древнейших времен, была ковка. Эта техника представляет собой обработку изделия, помещенного на наковальню, когда под ударами молота ему придается нужная форма за счёт пластической деформации металла. Но если при обработке железа понятие ковки означает обработку его только в горячем состоянии, то такие металлы, как медь и серебро, позволяют проводить ковку как в горячем, так и в холодном состоянии. Горячая ковка стала широко использоваться только с освоением железа. На территории Сибири этот процесс относится к концу I тысячелетия до н. э. — началу I тысячелетия н. э. и связан с двумя древнейшими металлургическими центрами — Южной Сибирью и Амуром.

В XIX в. ковка широко использовалась при изготовлении орудий труда, предметов культа и даже украшений. Художественная ковка соотносится в основном с одним металлом — железом. Она использовалась при изготовлении различных подве­сок ритуального костюма шамана и его атрибутов (жезлы, «конные трости», маски).

Технологические приемы ковки весьма разнообразны, что свидетельствует о высоком уровне развития данной ремесленной традиции. Особенно это относится к художественной ковке бурят, якутов, прибайкальских и забайкальских эвенков. Здесь встречается большинство приемов, возможных в данном виде художественной обработки металла: ковка, расковка, проковка, прорубка, витье, из дополнительных приемов — насечка.

Расковка — предварительная стадия при создании любых изделий. Применялась, когда необходимо было выработать тонкую пластину. Этот прием использовался очень широко для изготовления как крупных, так и мелких изделий. Перед ковкой металл предварительно накаливали и погружали в воду. Расковку производили ровными ударами сначала с одной стороны, потом с другой, при этом несколько раз повторялся процесс накаливания. Чтобы выровнять шероховатость поверхности, выкованную пластину тщательно шлифовали специальным напильником и полировали кусочком ровдуги. При расковке немаловажное значение имели гладкие, ровные поверхности наковальни и молотка. 

Для сибирских народов исходным материалом для расковки иногда являлся литой пруток квадратного сечения (1 —1,5 см2). В таких прутках поступало к инородцам русское железо. Исходная форма заготовки наложила определенный отпечаток на культовую пластику народов Сибири. Так, например, широко распространенные в шаманских костюмах и атрибутах полые конические подвески имеют абсолютно идентичную форму во всем регионе. Для изготовления такой подвески брался пруток от 5 - 6 до 11—12 см. длиной. Две трети его расковывалось в лист, образуя расширяющуюся книзу лопасть, которая затем сворачивалась в коническую трубочку. Верхняя часть подвески оставалась в виде четырехгранного стержня, конец которого выковывался в форме крючка для прикрепления к предмету.

Расковка прута в лист являлась наиболее простым технологическим приемом и широко использовалась всеми народами для создания плоских подвесок. Из листового железа делались головные уборы и пластины, к которым подвешивались конические трубочки, из него вырубались зооморфные и антропоморфные фигурки [Павлинская, 1988, с. 80].

Одним из наиболее сложных технологических приемов ковки является витье. В культовой пластике народов Сибири оно применялось только бурятами, кетами и реже забайкальскими эвенками, что выделяет их металлическую пластику среди других народов. Но если кеты использовали витье в основном при изготовлении фигурок птиц, делая шейку в виде многократно перевитого четырехгранного стержня, то буряты — при создании большинства шаманских подвесок. Это позволяет предположить, что происхождение данного технологического приема связано с ремесленной традицией населения Прибайкалья, откуда он проник в кузнечество забайкальских   эвенков.