(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Художественная обработка металла. Часть 3

Кораллы включались в художественное оформление не только украшений, но и предметов бытового искусства двумя способами. Первый технический прием сводился к тому, чтобы вставить их в соразмерные гнезда – ограждения из насеченной проволоки, припаянной к металлической основе изделия. Второй метод закрепления коралла состоял в том, чтобы насадить его на так называемый спенек (шпенек), то есть проволочный стерженек, прикрепленный к отделываемой поверхности предмета. Для этого камень подвергался сквозному сверлению.

Кроме приведенных ювелирных приемов прикрепления шүрэ к украшениям, существовал другой способ – нанизывание кораллов на нитку. Им широко пользовались при шитье одежды и изготовлении украшений. Буряты прекрасно использовали контраст, создаваемый красным цветом кораллов и матовым фоном серебра, который существенно обогащал красочную гамму национального костюма.

Технологический процесс набивной таушировки как бы разделяется на два этапа: первый – подготовка железной пластины, второй – нанесение серебра. В подготовке железной пластины выявлено три приема: 1) поверхность насекается в виде сетки борозд, которые пересекаются под острым или прямым углом (насечение сеткой); 2) поверхность насекается в виде коротких штриховых линий (штриховое или пунктирное насечение); 3) поверхность покрыта ровными рядами мелких квадратных углублений (насечение квадратным углублением).

Самым распространенным приемом является насечение сеткой. В чистом виде, не смешиваясь с другими приемами, он характерен только для металла западных бурят, алтайцев и казахов. Обработка железа на изделиях этих народов отличается однородностью, проявляющейся не только в самом приеме, но и в уровне профессионального мастерства. Тончайшая равномерная сетка пересекающихся под острым углом борозд покрывает поверхность накладных пластин, украшающих сбрую и седла.

Этот же прием насечения пластины характерен и для большинства изделий киргизских мастеров, только в киргизском художественном металле встречается обработка пластины в виде сетки, линии которой пересекаются под прямым углом.

Второй этап технологического процесса – нанесение серебра на подготовленную поверхность пластины. Именно с этим этапом связаны названия типов набивной таушировки – листовая, ленточная и проволочная.

Для большинства народов характерно применение двух, а иногда и всех трех типов насечки.

Основной особенностью изделий кузнецов Предбайкалья является использование ленточного серебра. Поверхность пластины покрывалась узкими полосками листового серебра (4 – 6 мм шириной), при этом границы между ними сохранялись, что придавало поверхности своеобразную графическую фактурность; использовали также и листовое серебро, из которого вырезали отдельные элементы, чаще всего мелкие кружочки, и заполняли ими профилированные края пластин, оставляя между серебром открытые участки железа. В художественном металле западных бурят, в технике набивной таушировки, участвуют два материала – серебро и железо. Для изделий характерно преобладание серебра, тяготение к сплошному серебряному покрытию, и в связи с этим можно говорить о подчиненной роли железа, которое является только фоном и не несет в себе активного начала.

В конце XIX - начале XX вв. литейное искусство бурятских мастеров не было так широко распространено.

Качество литья напрямую зависит от наличия подходящего формовочного материала, огнеупорной глины. Огнеупорная глина не применялась в чистом виде, она использовалась в смеси с формовочным компонентом шудхамалай шорой (заливочная пыль). Если литейная глина обладала достаточной пластичностью и отвечала условиям производства, то она не нуждалась в посторонних добавлениях.

Отливка изделия осуществлялась с помощью заранее заготовленной формы из вышеназванных измельченных осадочных пород. Сама форма изготовлялась в соответствии с деревянной или глиняной моделью. Для этого брали два парных обруча из металлических полосок, несколько штук (обычно пять-шесть) трамбовочных стержней из дерева с тупыми и заостренными рабочими концами, две лопаточки - одну из дерева, вторую из жести. Чтобы получилась хорошая литейная форма, все составляющие формовочного наполнителя перетирались в ступке с соблюдением температуры и влажности окружающего воздуха. После толчения в исходную массу добавляли немного обожженного чернозема или мелко отсеянной золы, и все это заливалось теплой водой до 12 % от общего объема смеси. Было важно, чтобы вода впиталась в измельченный состав равномерно. Когда раствор доходил до готовности, внутреннее пространство одного из обручей наполнялось до краев керамической массой, куда помещалась деревянная или глиняная модель. Спустя некоторое время ее освобождали от раствора, опрокидывая обруч с получившейся в нем формой изделия. Затем обруч с его содержимым приводили в прежнее положение и изложницу очищали металлической лопаткой. После этого форму посыпали угольным порошком, снова в нее водворяли модель, также покрывая сверху измельченным древесным углем.

 Завершался процесс создания отливочной формы тем, что на первый обруч накладывался второй с идентичным раствором и таким же уплотнением. Через определенное время он снимался. Благодаря наличию между наполнителями   обоих обручей и вокруг модели угольной пыли, обе половинки формы свободно снимались и вновь складывались в единое целое.

Форма несколько часов выдерживалась в помещении, после чего она обжигалась на огне при постоянной и равномерной температуре во избежание деформаций и трещин. Расплавленный металл заливали в отверстия, образуемые симметричными бороздками на обеих половинках формы.

Процесс литья, многие его технические особенности во многом схожи с традиционной металлообработкой южносибирских народов. По своим техническим особенностям традиционные приемы бурятских мастеров очень близки к якутской технологии.

Литье в художественном металле западных бурят получило распространение в оформлении женского костюма, в частности, безрукавок, в виде литых оловянных пластин.