(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Исторические справки о жилищах Предбайкальских бурят

Осваивая время и пространство, каждый народ в рамках созданной им этнической культуры создавал свою модель мира, вырабатывал в течение столетий наиболее рациональный в данных условиях тип хозяйства - кочевое скотоводство или оседлое земледелие, и непосредственно вытекающий из него уклад жизни.

Традиционным жилищем бурят является юрта. В ее устройстве отразились не только практичность кочевников, сумевших из имеющихся у них материалов создать удобное, в условиях кочевой жизни достаточно совершенное жилище, но и их эстетические, этические и философские представления. 

Сведения о жилищах Предбайкальских бурят можно встретить в ранних русских документах — «скасках», «отписках», «распросных речах» и т. д. Помимо деревянных юрт они отмечают у западных бурят и кибитки, то есть стационарные несъемные войлочные юрты на телегах — арбах.

В середине XVII в. булагаты долин Унги, Осы и других рек бассейна Ангары, подчинявшиеся Балаганскому острогу, еще жили в войлочных юртах и кибитках. Например, при массовом побеге их в Монголию в 1658 г., вызванном притеснениями со стороны сына боярского И. Похабова, они оставили на месте «арбы и решетки и сумишки».

Наличие войлочных юрт у добайкальских бурят подтвердил в 1675 г. русский посланник в Китае Николай Спафарий. «В Балаганском уезде и по всей реке Ангаре, — писал он, — юрты у братов войлочные, платья носят по-калмыцки, и скота всякого — коней, коров и овец — много». В других местах дорожного дневника Н. Спафарий отметил «брацкие зимние» юрты и «юрты великие  зимние», очевидно, имея в виду широко известные многоугольные деревянные срубы. Они бытовали у бурят наряду с войлочными жилищами.

Посланник в Пекин, немец на русской службе Э. И. Идес, проезжавший через земли Братского и Балаганского острогов Приангарья в феврале 1693 г. сообщил, что «буряты живут в очень низких хижинах, прочно построенных из дерева и покрытых глиной».

Продолжением сведений о жилищах бурят в конце XVII — начале XVIII вв. являются записи Лоренца Ланге, шведа по происхождению, состоявшего политическим агентом Русского государства в Китае. Делая кратковременную остановку по пути на Восток в Братском остроге (июнь 1716 г.), он упоминает о том, что «в окрестностях острога живут в войлочных юртах брацкие татары», то есть буряты. Его наблюдения ценны тем, что характеризуют жилища бурят почти через сто лет после первых контактов русских с аборигенами Предбайкалья, когда по Нерчинскому договору с Китаем (1689 г.) Восточная Сибирь окончательно отошла к России.

С. П. Крашенинников, обследовавший в 1735-1736 гг. нижнеудинских и верхоленских бурят, писал, что они зимой живут в деревянных юртах, а летом — в войлочных. Причем, деревянные юрты, были в основном восьмиугольными. Они уже в то время стали постепенно вытеснять войлочные. Это особенно отчетливо проявлялось у верхоленских, эхиритских бурят, которые и на зимних, и на летних стойбищах возводили деревянные срубы. Впрочем, некоторые группы бурят, как нижнеудинские, издавна расселившиеся по реке Уде, левому притоку Ангары, пользовались решетчатой юртой и в середине XIX в.

И.Э. Фишер, путешествовавший в 1740-1746 гг., написал в "Сибирской истории": "Живущие в северных местах озера Байкал буряты строят себе против обыкновения других калмыцких и мон­гольских поколений деревянные шестиугольные хижины на один образец, а при том не отменяли они старинных своих монгольских войлочных кибиток, кото­рые, снимая, переносят с места на место".

Таким образом, предбайкальские буряты ко времени прихода к ним русских имели как каркасные (войлочные юрты и кибитки), так и срубные постройки, используемые в качестве летних и зимних жилищ.

К концу XVIII в. в Верхоленье и Приангарье, районах основного сосредоточения эхиритов и булагатов, войлочных юрт было уже мало. Зато у них произошли значительные сдвиги в развитии деревянного зодчества, которое приобрело и количественный размах, и разнообразие форм, и новые технические приемы. Теперь вместо каркасных юрт и примитивных полуземлянок повсеместно возводились пяти-, шести-, семи- и восьмистенные бревенчатые клети – булгааhан. Название — булгааhан, скорее всего, связано со словами буулгаhан гэр в значении «разгруженный дом», «снятый и поставленный на землю дом», «постоянный дом» и т д. В нем отражаются коренные изменения, происшедшие в хозяйстве и укладе жизни предков бурят. Если раньше буряты, как, и все скотоводы-номады, пользовались передвижными войлочными юртами и походными кибитками на телегах, то с переходом к полукочевой жизни с двумя сезонными перемещениями с постоянных зимников на постоянные летники, отпала нужда в домах-повозках. Теперь они перешли к строительству прочных жилищ из дерева, говоря образно, сняли дома с высоких арб и поставили их на землю (гэрээ буулгаа). Отсюда и название бурятского сруба — «булгааhан», слегка измененное «буулгаhан».

Источник: Банаева В. А. "Бурятская юрта"