(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

История обработки металла на территории Предбайкалья. До присоединения к России

Металлопроизводство является важнейшей характеристикой традиционного общества. Рассматривая культуру металлургического производства у бурят Предбайкалья, частью которого является и культура кузнечества, автор должен отметить, что бурят, проживающих западнее озера Байкал, в исторической и этнографической литературе принято называть западными, или предбайкальскими, тогда как бурят, проживающих восточнее озера Байкал, называют восточными, или забайкальскими. Расселенные в разных географических зонах, они отличались друг от друга некоторыми хозяйственными, культурно-бытовыми и языковыми особенностями.

Техника обработки природного материала на территории Предбайкалья встречается в самых ранних культурах. Об этом свидетельствуют оббитые гальки, нуклеусы, скребла, ножи, резцы, остроконечники, которыми пользовались люди в эпоху нижнего и среднего палеолита.

В эпоху бронзы появляются новые виды сырья: медь, золото, серебро, бронзовые сплавы. Осваиваются такие технические приемы, как ковка, литье, витье, золочение и т.д. Здесь не было крупных месторождений меди и олова, легкодоступных первобытному человеку, поэтому на всем протяжении бронзового века (I тысячелетие до н.э.) употреблялись каменные и костяные орудия, характерные для неолита. Тем не менее, прибайкальские жители научились выплавлять медные и бронзовые орудия. На стоянках и в погребениях бронзового века находятся ножи, топоры, рыболовные крючки, остатки бронзолитейного. В конце бронзового - начале железного века количество бронзовых изделий в Предбайкалье увеличивается. Появляются более совершенные и разнообразные ножи с фигурными рукоятками, кинжалы, кельты, наконечники копий и стрел, бронзовые котлы и украшения.

Памятники бронзового века на территории Предбайкалья остаются самыми слабоизученными. Однако зарождение бронзолитейного производства, усиление связей с племенами Забайкалья, Монголии, Тувы, Хакасии и Алтая, - все это подготовило наступление следующей эпохи. 

Коренной переворот в экономике племен Предбайкалья, а вместе с тем и в их общественном строе, произошел в начале железного века.  Употребление металла, отличающегося своей крепостью и прочностью, повысило эффективность труда, сделало его более разнообразным, специализированным. Окончательно исчезают из быта человека каменные орудия. Бронзовые орудия на первом этапе еще продолжают изготавливаться, однако на начальном рубеже нашей эры они постепенно вытесняются железными. Бронза теперь употребляется лишь для изготовления украшений, художественного литья.

Первое знакомство с железом в Предбайкалье связывается с появлением здесь плиточных могил, широко распространенных в Забайкалье и Монголии и относящихся к VII-II вв. до н.э. На территории нашего края плиточные могилы известны и исследовались в долине р. Куды, в районе Манхая и в Ольхонском районе.

Следующая большая группа памятников относится к курыканской культуре1 V-X вв. н.э. При раскопках Б. Э. Петри в местности Уту Елга в долине реки Куды   в одной из землянок обнаружены остатки кузнечного горна, вделанного в ее стену на том месте, где у жилых землянок помещалась особая приступочка – «лежанка». Горн имел вид большого толстостенного сосуда с округлым дном. В горшке было два отверстия для сопел. В горн накладывали руду и древесный уголь. Во время выплавки железа внутрь сосуда подавали мехами через сопла воздух. А сверху постепенно добавляли уголь и измельченную руду. Анализ железа, полученного в курумчинских кузницах, показал, что «для того, чтобы наплавленная масса приварилась к котлу, необходимо было, во-первых, нагреть котел минимум до 10000, затем лить расплавленный металл. О том, что котел был нагрет до очень высокой температуры, свидетельствует оплавление венчика (кромки) котла. Кроме того, ... сопла изготовлялись из особой огнеупорной глины, точка плавления которой 20000. Точно так же и горны изготовлены из огнеупорной глины. Это свидетельствует о том, что древние металлурги – курумчинцы –  были очень опытными мастерами. Многие из этих сопел сильно деформированы, что говорит о том, что они были подвержены весьма высокой температуре».

Большой интерес представляют найденные железные мотыги, серпы, чугунные сошники, чугунные и железные наконечники заступов — копалок, каменные зернотерки и жернова.

В научной литературе прочно утвердилось мнение о том, что содержание чистого металла в сыродутном железе курумчинцев достигало 99,43 % . Эта цифра встречается почти в каждой публикации, связанной с курумчинской культурой. Впервые она упоминается в двух работах Б. Э. Петри. В книге «Далекое прошлое Бурятского края», опубликованной в 1922 г., Б. Э. Петри отмечает, что «курумчинские кузнецы» получали очень чистое сыродутное железо, которое содержало 99,43 % железа. В работе «Доисторические кузнецы в Прибайкалье» эта цифра приведена в контексте сопоставления курумчинского железоплавильного производства с металлургией южно-сибирских племен со ссылкой на сочинение академика В. В. Радлова.

В. В. Радлов приводит результаты анализа железных предметов из Южной Сибири Генриха Струве: «Чтобы доказать чистоту этого вида железа с помощью количественного анализа, один нож раннего периода подвергли анализу, и оказалось, что в 100 частях содержится 99,43% части железа, т.е. это превосходное сортовое железо, которое хорошо поддается ковке».

Для того, чтобы понять, как происходил процесс добычи руды и выплавки железа у курыкан, обратимся к этнографическим данным из области примитивной металлургии, которые помогут восстановлению процесса железоделательного производства в Прибайкалье.

О получении сыродутного железа в Абхазии упоминает А. В. Фадеев: «На склоне обрывистой горы, где обнаружились выходы руд, рыли большую яму, в которой в течение некоторого времени жгли каштановые дрова. Затем, когда земля вокруг ямы накалялась настолько, что надо было беспрерывно поливать ноги холодной водой, чтобы стоять вблизи, тогда в яму бросали руду, а затем снова засыпали древесным каштановым углем и снова жгли до тех пор, пока из ямы не начинал течь расплавленный шлак. Восстановленные же зерна железа осаждались на дно ямы, образуя «крицу», которая проковывалась затем деревянными молотами для уплотнения железа и удаления из его пор шлака» [Фадеев, 1934, с. 34]. Курыканы же руду и древесный уголь закладывали в горн послойно. Уголь зажигали и вручную приводили в действия меха, после чего на дне горна образовывался выплавившийся железный слиток овальной формы, принявший очертания дна горна. При сравнительно невысокой температуре в таких горнах окись железа, находящаяся в руде, восстанавливалась в металл, который оседал на дно горна, в то время как шлак выпускался через специальное отверстие. Для получения более качественного железа, пригодного для различных поделок, губчатую железистую массу, полученную в результате выплавки таким способом, снова нагревали и путем последующей проковки освобождали от остатков шлаков [Асеев, 1980, с. 137].

Следы металлургического производства курыкан в виде кусков железа, фрагментов глиняных сопел, горнов, шлаков и других признаков железоплавильного дела выявлены на островах в истоке Ангары, по реке Мурин (левый приток Куды), на Ольхоне, на мысе Хоргой, по реке Унге и т.д. У улуса Шохтой была найдена древняя шахта, возможно, по добыче железной руды, засыпанная землей. Древние рудники и копи имелись неподалеку от Балаганска, Каменки, Тельмы на Ангаре, под Нерчинском, Аргунском, по рекам Ага, Борзя, Серебрянка, в горах Адун-Челон, Култушная и другим местам Предбайкалья и Забайкалья.

Не изжило себя и бронзолитейное производство. В курумчинских погребениях среди находок известно большое количество бронзовых изделий. Литейщики отливали в специальных формах украшения и культовые предметы. В материальной культуре многих средневековых обществ наблюдается снижение бронзолитейного производства. Это фиксируется незначительным количеством находок, изготовленных из бронзы. Сохранение традиций бронзовой металлургии является, по-видимому, архаичной чертой. И особенно долго эта ремесленная традиция существовала у лесных племен.

В научной литературе нет упоминаний о металлопроизводстве у бурят до начала XVII в. Присоединение Бурятии к России явилось переломным моментом в истории Бурятии и ее коренных народов,2 появляются письменные сведения о наличии культуры металла у бурят.3 По словам М. Перфильева, братская земля многолюдна, богата соболями, бобрами и скотом и «бухарских товаров… много, а серебра де добро много…». В «Чертеже земель Иркутского города», включенного С. У.  Ремезовым в его «Чертежную книгу Сибири» (1701 г.), на левом берегу Ангары, против Осинского острога, указываются «железные заводы», а несколько ниже, под обозначением зимовья, написано: «Вновь отыскана железная руда». Относительно этих «железных заводов» Г. Н. Румянцев делает справедливое замечание, что они не были заводами в прямом значении слова, так как были неустойчивы во времени и незначительны по объему производства. Это были кустарно оборудованные плавильни. И. Г. Гмелин, имевший в 1735 г. возможность наблюдать занятия бурят, живших в Приангарье, дал похвальную оценку их изделиям. Он отмечает, что буряты «не в пример другим языческим народам» занимаются ремеслом, «в области которого среди балаганских бурят есть много мастеров. Они умеют делать по железу серебряные и оловянные насечки так хорошо, что их работа не уступает дамасской». В связи со сведениями о работах бурятских мастеров по металлу Гмелин сообщает, что на левом берегу р. Ангары, в пяти верстах ниже деревни Бумажкиной, есть гора, изобилующая железной рудой, и что буряты «с незапамятных времен плавили железо из этой руды, о чем свидетельствуют многочисленные ямы в горе» [Гирченко, 1939, с. 18]. Археологические экспедиции, проведенные на территории Иркутской области в 1740 г., свидетельствуют о том, что у Балаганского острога «… по разным местам находились железные рудники, кои булагаты из давних времен хорошо в пользу употреблять имели».