(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Кузнечное ремесло в традиционной культуре бурят

Кузницы. Кузнечное ремесло достигло у бурят значительного развития. М. Н. Хангалов отмечает, что сезоном кузнечных работ было лето. В зимнее время кузнецы не могли работать: у них не было постоянных горнов (хяhа) и железных наковален, а ковали на каменных, и все инструменты были простые: железные молоты (түмэр балта), клещи (үлирбэ), меха (хөөргэ) и т.д. С такими инструментами кузнецы могли работать только в летнее время, когда становились на более или менее продолжительную стоянку на одном месте. Зимой, во время облавы на зверей, переходя с одного места на другое, они не имели возможности работать и носить с собой громоздкие инструменты.

Кузницы буряты стали строить в более позднее время. В архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» (г. Иркутск) установлена кузница, вывезенная из с. Гогон Качугского района Иркутской области, которая датируется началом XX века и представляет собой сруб с земляным полом.  Кузница оборудована не полностью. Справа от входа установлен глинобитный горн в бревенчатом коробе высотой около метра. Для выхода дыма над горном в кровле проделано отверстие (үрхэ). К левой стене горна подведен кузнечный мех. Каркас для меха изготовлен из легкого дерева и обтянут кожей.

На фотографии прибайкальских бурят из фондов Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа изображена кузница, где горн располагается по центру помещения. Спаренные меха, которые использовались, как правило, для получения более высокой температуры, отходят от горна по направлению от двери. Использование двух мехов мы можем также встретить на культовых изображениях кузнечных онгонов, принадлежащих белым кузнецам. Существовали и другие разновидности мехов, например, ручные – небольших размеров, легкие, удобные для походных работ.

В небольшом отдалении от горна ставились вертикально толстые чурки из лиственничного дерева, служившие подставками для наковален разной величины и формы. У боковых стен располагались слесарные верстаки с тисками, наковаленками и другими кузнечными приспособлениями. Надверстачные площади стен использовались для размещения на них инструментов.

В непосредственной близости от горна и наковальни устанавливались деревянные корыта, наполненные водой или специальным раствором, что применялось для закалки металла. Тут же стояли ящики с песком, остывшим древесным углем, золой, сосуды с поваренной солью, другими веществами, употреблявшимися для получения изделий необходимой твердости.

Непременной принадлежностью любой кузницы было наличие в ней нескольких точильных станков или одного станка с несколькими разнозернистыми абразивами. Точила состояли из глубоких долбленых корыт, наполненных водой, и круглых точильных камней, которые при вращении соприкасались с водой. Влажная заточка лезвий и доводка поверхностей новых поковок сохраняла твердость, упругость, вязкость металла и тем самым способствовала улучшению его технических показателей. При сухой заточке сталь (булат), что называется, «садилась», становилась мягкой, малопригодной для качественной обработки.  

Необходимые кузнечные инструменты мастер изготавливал сам или они переходили ему по наследству. У потомственных кузнецов их становилось все больше и больше, при этом некоторые из них превращались в священные реликвии.

Под рукой работающего мастера всегда находилось довольно большое количество молотов разного вида. Так, кузнечный молот  (балта алха) – двух видов: большой и маленький. Кроме того, был и молоток для обрубания (сабшуур алха), различной формы молотки – (гурьбатай алха), молоток для выбивания луночек, выпуклых и выемчатых (монсогор алха), молоток, пробивающий насквозь (солуур алха) и т.д.

Клещи (абарга) были большие и малые, ручные (гарай) и клещи с ручкой (үлирбэ). Кроме клещей, были специальные щипцы (галай хабшаг). Для резки металла применялись ножницы (хайша)

Недалеко от кузницы сооружался подковочный станок. Он представлял собой род двускатного навеса на четырех столбах по углам и с деревянным настилом по земле.