(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Меховые ковры

Кроме шерстяных орнаментированных ковров, тканых или вязаных, у западных бурят еще в употреблении были меховые мозаичные ковры — хубсары. В более отдаленные времена камасовые ковры играли известную роль в свадебных ритуалах эхиритских бурят, когда в числе прочего приданого невеста обяза­тельно привозила в дом жениха хубсар, который вешался у кровати новобрачных.

В жилище хубсар чаще всего стлали на диване, кровати или лавке. Величина хубсара в основном соответ­ствует длине и ширине той мебели, для которой он пред­назначен.

Художественный хубсар — плод   длительного   сбора нужного меха и   кропотливого труда по   сшиванию отдельных небольших кусков камаса и полосы, которые в свою очередь сводятся в ковер. Шерсть   камаса, будучи короткой и плотной, отличается своим блеском, она обладает различной естественней окраской: белой, серой, желтоватой, коричневой, бурой, черной.

Декоративное решение хубсара разнообразно. Так, у эхиритских бурят свадебный хубсар состоял из цент­рального камасового поля и цветной суконной каймы, украшенной узорами и раковинами. Аларские хубсары либо лишены каймы совсем, либо имеют двухстороннюю или всестороннюю камасовую кайму, а также кайму из сукна. Хубсар без каймы имеет узенькую окантовку из материи или тонкого сукна.

Однако во всех случаях общим признаком множест­венных хубсаров является продольно-поперечно-полосовое и шахматное расположение кусков камаса, подоб­ранных   по окраске   шерсти.

Цветовая композиция хубсаров строилась преиму­щественно на контрастном сопоставлении светлого и темного. В качестве светлого камаса использовался белый, серый, светло-коричневый и желтовато-золотистый; темного — черный, бурый, коричневый. Особенно силь­ный декоративный эффект имеют хубсары, в которых со­поставляются черные и белые куски камаса, составляю­щие гармонический контраст.

Помимо крупных ковров-хубсаров, существуют не­большие камасовые коврики различной формы. В стари­ну, когда буряты еще вели кочевой образ жизни, эти ков­рики предназначались для сидения на полу войлочной юрты, так как ограниченная площадь жилища не позво­ляла ставить деревянную мебель. Впоследствии с пере­ходом бурят к оседлости и строительством бревенча­тых домов и юрт коврики с пола перешли на диваны, лавки, табуреты.

В отличие от хубсаров коврики шились из более мел­ких лоскутков камаса, тщательно подобранных по окра­ске и форме. Лучшие их образцы сочетают в себе и утилитарное и художественное качества, выступающие в неразрывном единстве.

Принцип цветового сочетания камасовых лоскутков при сшивании состоит в чередовании светлого с темным. Узорная композиция отличается той же простотой и ясностью.

Не менее красивы камасовые подушки — дэрэ. еще сохранившиеся у аларских и других западных бурят. Отделка их также отличается тщательностью и творче­ской выдумкой. Применение белого, серого и дымчато­го камаса и чрезвычайно тонкий подбор тонов окраски меха делают эти бытовые вещи изысканно нарядными.

  Использование камасового   материала не носит беспорядочного характера, результатом чего   явилось бы случайное, хаотическое сшивание отдельных его кусков полосы, клинья и, наконец, в целое. Напротив, камас подбирается строго по окраске шерсти с тем, чтобы при окончательном сшивании заготовленных полос или клиньев—частей хубсара или   коврика — получилось правильное расположение всех кусков или лоскутков камаса в виде декоративных   пятен, дающее   определенную симметричную или ритмическую композицию.