(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Обработка кожи и меха

ОБРАБОТКА КОЖИ И МЕХА это вид производствен­ной деятельности, имеющий целью получение из шкур животных материала, пригодного для хозяйствен­ных и бытовых нужд (главным образом для изготовле­ния одежды, обуви, посуды, утвари, конской упряжи и т. д.).

Процесс О. к. и м. заключается в очищении шкуры от мяса, жира, а также мездры (подкожной клетчатки) и придании ей, механически и химически воздействуя на нее, желаемых качеств: мягкости, прочности, эластич­ности, водонепроницаемости, цвета и т. д. В результате получают кожу (выделанная шкура с удаленным волося­ным покровом) или мех (выделанная шкура с сохранен­ным полностью или частично волосяным покровом). Воз­никновение О. к. и м. связано с хозяйственной деятель­ностью древних охотников. Наиболее ранние археологи­ческие свидетельства О. к. и м. относятся к верхнему палеолиту.

Вполне вероятно, что кремневые скребки — один из древнейших видов орудий труда, изобретенных челове­ком, — использовались для выскабливания шкур. Воз­можно, что они прикреплялись к деревянным ручкам. Большая работа, требующаяся при выделке шкур и продолжительность употребления этих орудий могут слу­жить объяснением повсеместному распространению кремневых скребков начиная с верхнепалеолитического времени и до раннего железного века. Вероятно, что уже в каменном веке для О. к. и м. использовались также орудия из других материалов. Например, имеется зна­чительное типологическое сходство между европейскими неолитическими орудиями из оленьего рога и костяными орудиями, применяемыми эскимосами. Небольшие тре­угольные лезвия из кости с 2-мя отверстиями для при­крепления рукоятки (поселение михельсбергской культу­ры в Швейцарии) аналогичны эскимосским скребкам для соскабливания шкур. Костяные гребни из оленьего рога из неолитических поселений Европы (Англия, Бель­гия) имеют некоторое сходство с гребнями эскимосов, употреблявшимися для удаления волос со шкур. Есть основания предполагать, что уже в неолитическое время были известны химические способы О. к. и м.

Совершенствование О. к. и м. связано с развитием скотоводства, выделением у многих народов данного процесса и отдельных его этапов в качестве самостоя­тельных ремесел, повсеместным распространением фаб­ричного производства кожи и меха. О. к. и м. имеет ре­гиональную и этническую специфику, обусловленную, прежде всего, хозяйственно-культурными и экологически­ми факторами и проявляющуюся в предпочтительном использовании того или иного сырья для выделки, в спо­собах и орудиях обработки, в видах получаемой продук­ции и способах ее использования, в особенностях обря­дов, сопровождающих О. к. и м. у некоторых народов. Этнографические аспекты О. к. и м. изучаются в связи с домашним и ремесленным производством.

Основными видами кожевенного сырья являются шку­ры рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, верблю­дов, ослов, некоторых видов рептилий. У народов Север­ной Азии главным сырьем служат шкуры оленей, у ряда африканских народов — шкуры антилоп, газелей, шака­лов. Некоторые рыболовческие народы (Нижнего Аму­ра, Сахалина и др.) и морские зверобои (чукчи, коряки и др.) использовали для обработки кожу рыб и морских животных.

Процесс О. к. и м. у большинства народов включает ряд последовательных операций: 1) подготовительных (преддубильных), 2) дубильных, 3) отделочных.

Подготовительные операции следующие:

1.  Замачивание шкур в воде, имеющее целью удале­ние грязи, жира, а также их размягчение.

2.  Удаление мездры механическим путем — соскабли­ванием специальными инструментами: каменными, кос­тяными или металлическими скребками. Для традиционных культур большинства народов характерно использование различных видов скребков. Например, нганасаны используют три вида железных и, один вид костяных скребков неолитического типа. Каменные и костяные скребки у многих народов Сибири, Америки, Африки имеют сходство с древнейшими орудиями каменного века. Приемы использования скребков у разных народов существенно различаются.

Нередко соскабливанию мездры предшествует перво­начальное квашение обработка шкур квасильными рас­творами или кисломолочными продуктами.

3.  Отделение волоса от шкуры (в том случае, если из­готовляют кожу), для чего часто производится рыхление путем замачивания ее в растворах извести либо веществ, содержащих известь (птичий помет, собачий кал и др.), или посредством припаривания (швицевания), когда шку­ры складываются так, чтобы мясные стороны прилегали одна к другой, в результате чего происходит брожение и выделяется аммиак, оказывающий на шкуру размягчаю­щее действие.

4.  Удаление волоса производится механически, с по­мощью особых ножей или скребков, а также путем рас­чесывания специальными гребнями. Некоторые африкан­ские народы используют для удаления волос толченый песчаник.

5.  Бучение — удаление извести, оставшейся в коже пос­ле рыхления, путем замачивания в различных квасильных массах (ячменной, дрожжевой и пр.). Распространено у русских и ряда других европейских народов.

6.  Пикелевание — обработка шкур раствором поварен­ной соли и кислот для придания коже мягкости и эластич­ности. Распространено в большинстве европейских стран и на Ближнем Востоке.

7.  Сушка, которую производят в помещении или на открытом воздухе, на солнце или в тени, развешивая или раскладывая шкуры на земле, растягивая их при помощи специальных   приспособлений (например,   деревянных рам).

В результате преддубильных операций получают голье, служащее сырьем для дубления или же для выделки особых сортов недубленых кож, в частности, пергамента, сыромяти (сыромятных кож), широко используемой раз­ными народами для бытовых и хозяйственных нужд (для изготовления ремней, шорно-седельных изделий и т. д.). Сыромятные   кожи требуют   особых   приемов выделки. Обычно их получают, обрабатывая гольё жировыми ве­ществами. У ряда народов Юго-Восточной Азии сыромят­ные кожи (для получения ремней) кипятят в соленой воде, натирают нефтью, сушат. Для обработки отдельных ви­дов сыромятных изделий некоторые народы (в частности, народы Северной Азии) употребляют кожемялки.

Дубление — обработка голья дубильными вещества­ми, оказывающими химическое воздействие на свойства кожи,— известно, по крайней мере, с неолита. Различают дубление растительное, минеральное, комбинированное, жировое, альдегидное. В условиях домашнего и ремеслен­ного производства у большинства европейских народов было распространено дубление растительное, для чего ис­пользовалась дубильная кислота, получаемая из коры дуба, ивы, из чернильных орешков, корня калгана и др. При этом гольё пересыпали послойно измельченными ду­бильными материалами (сыпочный способ) и помещали в специальный чан на длительный срок (иногда до двух лет). Сыпочный способ растительного дубления был из­вестен в Древнем Египте. Другой распространенный спо­соб растительного дубления заключался в использовании системы чанов (соковый ход) с постепенно возрастающей концентрацией дубильных веществ. В России с древней­ших времен было распространено дубление с помощью кислых хлебных растворов — квасование. Кочевые ско­товодческие народы Европы и Азии использовали в ка­честве дубильных веществ кисломолочные продукты, в которые добавляли куски гнилого дерева, чай, вареную печень животных или рыб (алтайцы, хакасы и др.), соль (калмыки, буряты, монголы и др.). Приготовленной каши­цей обмазывали обрабатываемую шкуру и оставляли ее в таком виде на сутки и более. Народы севера Сибири до недавнего времени практиковали примитивные способы дубления, используя в качестве дубильных веществ мочу или внутренности животных, чаще всего вареную оленью печень, тщательно разжеванную либо растертую, рыбьи потроха (северные якуты, чукчи, коряки, эвенки, эвены и др.), олений мозг (нганасаны), перетопленную рыбью желчь (селькупы).

Дубление обычно сопровождалось механической об­работкой кожи. Ее мяли руками, ногами, использовали для этого специальные орудия — кожемялки. Кожемялками повсеместно служили металлические и деревянные рубчатые скалки и скобели; скотоводы Азии для разми­нания   шкур крупных животных   пользовались особым приспособлением в виде бревна с вильчатым вырезом по­средине и зубцами по краю внутренних стенок (тувинцы, алтайцы, хакасы, киргизы и др.), известны кожемялки с рычагом в виде механически вращающихся конструкций (буряты и др.) и т. д. У некоторых народов разминание кож производилось как ритуальное действо. Например, у банту шкуры быков разминали группы мужчин под звуки хорового ритуального пения.

Некоторые народы Сибири, Африки, Океании не зна­ли способов дубления.

Отделочные (последубильные) операции включают отделку, очистку, растяжку, окрашивание, орнаментацию кожи, окраску и расчесывание меха и пр. У многих наро­дов для того, чтобы придать коже водонепроницаемость и устойчивость к гниению, практиковали дымление (оку­ривание) кож, которое производили в специальных поме­щениях или над костром, раскладываемым в яме (калмы­ки, тувинцы, монголы и др.), над очагом чума или над дымовым отверстием чума (народы севера Сибири), под землей (народы Центральной Азии) и т. д. Для окраски кожи у большинства народов традиционно использовали сажу, смешанную с маслом или жиром (черный цвет), охру или красную глину (коричневый цвет), настои из ольховой коры с золой (коричневый цвет — якуты, эвенки и др.), кожуру граната (темно-коричневый цвет — народы Северной Африки) и др. Для подкрашивания меха — люстрирования — использовали растворы ляписа (Россия и другие европейские страны).

В результате обработки кожи получают различные ее сорта, свойства которых определяются характером сырья и методикой выработки. Наиболее известны следующие сорта дубленых кож.

Замша — кожа жирового дубления с удаленным ли­цевым слоем. Для получения замши используют различ­ные жиры, чаще всего тресковую ворвань и рыбий жир. Изготовление замши издревле известно земледельческо-скотоводческим народам Азии, Европы, Африки, Амери­ки. Замшу лучшего качества — ровдугу — выделывают из шкур оленя или лося. Изготовление ровдуги — традици­онное хозяйственное занятие оленеводов Северной Азии (тунгусы и др.).

Юфть — «русская кожа» особой выделки, изготовлен­ная из коровьих и телячьих шкур.

Лайка — кожа, обладающая большой тягучестью и пластичностью, вырабатываемая   из   овчины, козлиных шкур, шкур собак и диких коз. Для производства лайки харак­терен лайковый способ дубления с использованием лай­кового обжога — особой смеси алюминиевых солей и яич­ного желтка с добавлением поваренной соли и пшеничной муки.

Сафьян — кожа растительного дубления, выделанная из шкур овец или коз, окрашенная в яркие цвета. Сафьян изготовлялся в Малой Азии, в России со времен Древне­русского государства, позднее — в странах Западной Ев­ропы. В XIX в. особой известностью пользовался фран­цузский сафьян.

Генезис и типология способов и орудий О. к. и м. в эт­нографии не разработаны.

В настоящее время традиционные способы О. к. и м. повсеместно заменяются фабричными.

 

Автор статьи Банаева Виктория Андреевна