(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Внутреннее убранство юрты

Обстановка юрты отличалась простотой и непритязательностью. На женской стороне размещались удлиненные деревянные бочонки - бYлYYр сужающиеся кверху и предназначенные для закваски молока. Рядом с ними находились бадейки - хYнэг и различные малые сосуды из дерева - оеорсог, тэбхээр, табхансаг и т. д. для отстоя молока и хранения молочных продуктов. Тут же располагались низенький кухонный столик - аягын шэрээ, и посудные полки - таг. Вокруг очага на деревянном полу обычно лежат кожаные подушки для сиденья.  Спальные мес­та членов семьи находились у северной стены, их занавешивали ситцевым поло­гом.  Кровать - орон устанавливалась широкая и очень низкая, высотой всего 0,2-0,3 м, застилавшаяся четырьмя-пятью слоями войлочных матрацев - олбог. Они состояли из самокатанной кошмы. Поверх матрацев настилались нарядные коврики из меха - хубсар и войлока - шэрдэг. Хубсар представлял собой декоративный камусовый настил, сшитый из шкурок овец и лошадей. Их подбирали по цвету, располагая в шахматном порядке либо однотонными полосками. Края коврика окантовывались яркой лентой из сукна или меха.

Шитье производилось самодельными нитками из сухожилий взрослого рогатого скота, лошадей и диких животных (лось, марал). Камус вырезался в форме треугольников, квадратов, удлиненных ромбов, которые сшивались в таком порядке, который способствовал созданию на ворсовом поле контрастных продольных и поперечных полос или клеток. Удлиненный четырехугольный кусок толстого белого войлока — шэрдэг простегивался разноцветными шерстяными, волосяными и другими нитками, с использованием мотивов бурятского народного орнамента. Излюбленным элементам отделки выступал здесь «бараний рог» - «хусын эбэр хээ», выражающий благополучие, процветание и долголетие.      

Подушками служили плотно набитые конским волосом узкие удлиненные кожаные подголовники - дэрэ. Лицевая их сторона обтягивалась хорошо обработанной полосой конской шкуры, обращенной мехом наружу. Иногда она покрывалась сукном, бархатом или другой толстой и прочной тканью. Поверхность ее украшалась штампованными или литыми рельефными розетками из меди, серебра и их сплавов. Такие же металлические бляшки нашивались и на торцы подушек.   В западной стороне юрты находились поставленные друг на друга, расписанные сундуки - ухэг, абдар, в которых содержались одежда, украшения и другие ценности семьи.

Далее, следуя по кругу стен, размещались охотничье, боевое оружие и доспехи. Они в свое время составляли весьма внушительный набор специальных предметов. Сюда входили так называемые составные луки - номо тюрко-монгольского типа. Они изготовлялись способом послойного наклеивания на деревянную кибить особо обработанных деталей из кости, рога, сухожилий и бересты. Различались луки для охоты на мелких и крупных животных, для боевых действий, а также для зимнего и летнего применения. Стрелы - годли, hурша к ним снабжались костяными и железными наконечниками - hомо разной величины и формы. Некоторые из них, особенно костяные, имели в поперечнике вид овала, круга, треугольника, ромба, квадрата. Они насаживались на древки, которые имели с двух противоположных боков стабилизаторы в виде оперения - Yдэ.

Стрелы хранились в колчанах, называвшихся hаадаг  и стрелохранилищах - хэhэнэг. Колчан был походным снаряжением, надеваемым во время облавных охот и военных действий. Он изготовлялся из различных материалов: бересты, ровдуги, кожи и толстой ткани яркой окраски. Лицевая его сторона украшалась бляшками из цветных металлов и их сплавов. Орнамент выполнялся по народным мотивам с использованием широко известных узоров, как бараний рог, солнце, луна, зигзаг. Не оставлялась без внимания и внутренняя сторона колчана. Обычно она обшивалась однотонным сукном или другой плотной тканью.

Колчан имел несколько внутренних отделений, в каждом из которых помещались стрелы определенного назначения. Рядом с колчаном находился другой футляр — хэhэнэг. Он не имел прямого отношения к охоте, скорее выполнял противоположную функцию, связанную с ритуалами свадьбы и образованием новой семьи.   

Подразумевалось, что стрелы олицетворяют собой души или жизненную силу - hYлдэ будущих детей молодоженов. Чем полнее и краше был представлен хэhэнэг, тем якобы больше, лучше и богаче должно было быть потомство новой семьи.   

Для ношения луков при верховой езде и хранения его в домашних условиях применялись налучники - хоромго. Они изготовлялись из тех же материалов, что и ранее описанные хранилища, то есть бересты, шкур и тканей. Лицевая поверхность налучника украшалась в национальном стиле, с привлечением богатейших средств орнаментики.

Часть пространства, начинавшаяся слева от двери, отводилась под сбрую, предмета упряжи и другие скотоводческие приспособления. Из сбруи особенно ценились у бурят седла - эмээл с луками - бYYргэ из корня березы. Лучшие из них представляли истинные произведения искусства и стоили многих голов крупного рогатого скота или лошадей. Они служили не только предметом гордости хозяина, но и показателем его материального достатка и общественного положения. Луки седел, высокие и массивные, отделывались по лицевой стороне накладными серебряными или посеребренными полосками, пластинками и бляхами. Поверхность седла обтягивалась кожей или бархатом. По обе стороны сиденья опускались одинаковые куски тисненой кожи с наклепанными на них фигурными украшениями из тонколистового серебра и его сплавов. Они назывались дYрообшэ – тебеньки.

Помимо парадных седел, у двери юрты находили место и так называемые тальхи эмээл — простые седла, и множество других предметов, связанных с коневодством. Это, в первую очередь, узды и недоуздки, хомуты и седелки, дуги и путы, вожжи и веревки и т. д., и т. п.

Таким образом выглядело в общих чертах внутреннее убранство юрты. Оно как нельзя лучше отвечало условиям быта бурят. И пока у них сохранялось экстенсивное пастбищное скотоводство, оставалось в неизменном виде.

Частичная модернизация жилища, происшедшая в период второй половины XIX — первой половины XX вв., коснулась, главным образом, его освещения, обогревания, пола и мебели. Вместо единственного светового отверстия наверху кровли стали делать одно-два небольших окошка по бокам двери или фонарь на потолке, расположенный в пространстве между входом и дымоходом. Они дополнялись оконным стеклом (взамен обычного до этого бычьего пузыря), что резко повышало условия освещения в дневное время суток.

Самой решительной реконструкции подвергся очаг. Если в течение многих веков до этого юрта обогревалась открытым очагом, устроенным в центре ее основания, то теперь повсеместно начали применять железные, а в конце периода и кирпичные печки. Последние состояли всего из трех очень низких стенок (не более четырех-пяти рядов кирпичей) толщиной в полкирпича. Открытая сторона служила дверцей. Трубы печек, имели круглую форму и делались из листовой жести.

Другим не менее важным шагом в этом направлении следует признать постепенное освоение бурятами деревянного пола. Он в первое время настилался из толстых досок (плаха) по тонким лагам, уложенным прямо на грунт. Впоследствии стали использовать для него обыкновенную половую рейку с более частым расположением нижних прогонов. Расположение досок соответствовало направлению юг-север. Очажная площадка оставалась свободной от пола.

Конструктивные изменения по улучшению общих свойств юрты, разумеется, не могли не сказаться на состоянии мебели и посуды. Все большее значение в обстановке приобретали металлические кровати с панцирной сеткой, сервант и буфеты фабричного производства, кухонные столы и табуреты, фарфоровая и стеклянная посуда и т. п. Они постепенно вытесняли старинные бытовые и кухонные предметы кустарного изготовления. Это вело к улучшению убранства юрты, с одной стороны, и к утере вековых традиций, с другой.