(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Персональная выставка художницы Анжелики Алсаткиной «Духи пространства и времени»

Рыжее солнце. Три сестры
Хоринские две заянки
Три ветра Эмершин - теплые ветры весны и лета
Три ветра Эмершин - теплые ветры весны и лета
Сахяадай нойон, Сахали хатан
Тишина. Ветер. Покой
Серая композиция
Древо душ

Персональная выставка художницы Анжелики Алсаткиной «Духи пространства и времени», посвященная году педагога и наставника, экспонировалась в выставочном зале Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов с 6 марта по 4 апреля.

Экспозицию выставки составили работы из войлока, кожи и дерева. Использование натуральных материалов для художницы является обязательным атрибутом её творческого пути. Анжелика Борисовна владеет техниками валяния, выделки кожи и обработки дерева и активно их использует в синтезе, создавая по-настоящему самобытные работы.

Ещё одним важным атрибутом своего творчества Анжелика Борисовна называет вдохновение мотивами бурятских сказаний, легенд, обычаев. Для неё мир оживает, он наполнен духами, заянами, хатами, тенгериями. Всё это художница воплощает в своих произведениях. Каждая её работа влияет на зрителя своим языческим, даже несколько первобытным, духом, не оставляя никого равнодушным.

Работа «Хоринские две заянки» создана художницей по мотивам единственного общебурятского культа заянов – Хоринские две заянки. Этот культ возник примерно в 40-х годах XIX в. В преданиях и песнях, сложенных в их честь, говорится о том, что у этих девушек из Хори была злая мачеха, которая обижала их и заставляла выполнять всю тяжёлую работу в домашнем хозяйстве. В конце концов девушки заболели и умерли. Их духи вознеслись на небо к тэнгриям, где получили звание «заян» (святых) и право собирать людей для коллективного отправления шаманских обрядов.

Панно «Три сестры» является переосмыслением онгона «Луговые женщины». Онгон «Луговые женщины» («Нугын эзыинууд» по-бурятски) распространен у балаганских бурят. «Луговые женщины» считались покровительницами покосов, лугов, утугов и улусов, но в то же время в них видели духов, охраняющих детей и домашний скот. По некоторым данным, они были дочерями самого неба – Эсэгэ Малаан Тэнгри. Их местопребыванием считались луга.

На этих онгонах изображены три женщины. Их рисовали по-разному: на одних они очень суровые, на других веселые, похожие на милых кудрявых девочек с косичками. Но их объединяет одна легенда: при переезде в брошенном улусе оставили старух, которые могли быть бременем на новом месте. Они умерли от голода и холода, перед этим прокляв неблагодарных односельчан. На новом месте жительства начались болезни, падеж скота, непогода и неурожай. Тогда люди сделали онгон, начали его кормить и поить, и «Луговые женщины» стали покровительницами скотоводства и земледелия.

А также покровительницами целых улусов, поэтому их можно отнести к родовым онгонам бурят. Хранились они в берестяных сумочках внутри юрты, в мужской, правой ее половине, с онгонами хозяев огня, водяных ханов, зурагтаном и хозяевами козла.

Панно «Три ветра Эмершин – тёплые ветры весны и лета» посвящена тэнгэринам – Гурбан Эмэршин тэнгэри, которые покровительствуют исключительно южным ветрам. Гурбан Эмэршин тэнгэри (гурбан – три, эмэршин – южный ветер) принадлежит к западным добрым тэнгэринам; они своим дуновением очищают землю от разных нечистот и болезней.

В триптихе «Сахяадай нойон, Сахали хатан» Анжелика Борисовна воплощает духов раздувания огня, покровители кремня и огнива (кресала) для высекания огня и пламени самого огня – Сахяадай Нойон и Сахали Хатан. Они олицетворяют искровое (кремень) начало неба и огневое с горючим начало матери-Земли.

Подробнее об Алсаткиной Анжелике можно узнать здесь: https://uochnp.ru/masters/2023/1/alsatkina_anzhelika_brisovna_hudozhnik_ogbuk_ust-ordynskiy_nacionalnyy_centr_hudozhestvennyh_narodnyh_promyslov