(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Персональная выставка Куклина Эдуарда «Буряад Metallic. Под покровительством небесных кузнецов»

Персональная выставка Куклина Эдуарда Александровича «Под покровительством небесных кузнецов»экспонировалась в выставочном зале Усть-Ордынского Национального центра художественных народных промыслов, в Усть-Ордынском Национальном музее и в экспозиционном отделе "Окно в Азию" в Иркутске в 2023 году. Экспозицию выставки полностью составил сам художник, в неё вошли декоративные панно, традиционные и стилизованные комплекты украшений, мужская атрибутика, доспехи, конская сбруя и сувенирная продукция.

Центром экспозиции стало панно «Мировое древо», выполненное из кожи и металла, закреплённых на деревянном каркасе. Мировое древо во многих культурах, в том числе и бурятской, исполняет роль опоры мира, соединяющей тру уровня Вселенной: нижний, средний и верхний. В работе Куклина Эдуарда в нижней её части расположился Гутар-хан – налим, прародитель и тотем Эхиритских родов. В этом произведении рыба имеет ещё одно толкование – это образ мифической рыбы Абарга, которая обитает на дне Байкала и охраняет вход в загробный мир. Шевеления этого существа по поверьям бурят провоцируют землетрясения. В средней части панно, на стволе, изображен Буха нойон – по одной легенде прародитель Булагатов, по другой – всего бурятского народа. Буха нойон имеет земное происхождение, из-за чего является самым близким из тотемов к людскому миру. В кроне (верхнем мире) раскинула крылья Хун шубун – Дева лебедь, дочь Эсэгэ Малаан тэнгри, праматерь бурят хори и хонгодоров. Обратите внимание на количество перьев. Пять перьев с одной стороны означают 55 белых западных тэнгри, а четыре с другой – 44 черных восточных тэнгри.

По экспозиционной задумке автора работы «Поклонение предкам» и «Родовые игры» олицетворяют собой солнце и луну. Также по обе стороны от панно «Мировое древо» расположился диптих «Предки», работа как дань культу предков. В бурятском шаманизме почитание предков является одной из важнейших обязанностей каждого члена общества.

Декоративное панно «Манхай» является авторским видением горы Манхай в образе война. Причиной такого образа являются писаницы этой горы, изображающие, в основном, сцены охоты и сражений. Сама работа представляет собой лик война из мельхиора, меди и латуни, закрепленного на деревянном каркасе, а на металле методом насечки изображены элементы манхайских писаниц.

Декоративное панно «Доспехи» представляет собой металлические пластины, закрепленные в раме в форме нагрудника. На пластинах также прорезаны образы манхайских петроглифов.

Работа «Лувсууд-хан», выполненная из дерева, кожи и металла, изображает в образе старца западного тэнгри, отвечающего за все проявления водной стихии. Лувсуд-хану посвящают обряд, когда лёд на реках начинает таить, и молятся о благоприятной погоде.

Серия работ «Украшения прошлого» представляют собой «Саажа» наспинно-накосное украшение невесты 17-18 веков. Художник выполнил их в виде деревянной основы наспинного украшения с закрепленными поверх металлическими пластинами накосного украшения.

Помимо панно на выставке представлены традиционные украшения 17-18 и 19-20 веков эхиритских и булагатских родов, стилизованные комплекты украшений «Ордынка» и «Унгинский эпос». Подвески и серьги серии «Ордынка» выполнены в виде треугольника и квадрата, составленных из точечного орнамента. Коллекция «Унгинский эпос» - это украшения, в которых воплощены одновременно и женственность, и воинственность. Прообразом послужили женские украшения 17-18 веков и ламеллярный доспех.

Также в выставку вошли предметы мужской атрибутики – это нож, кисет, колчан, налучник, составные пояса, кожаный ламеллярный доспех «Доспехи Гэсэра». Немаловажную часть экспозиции занимают 2 комплекта парадной конской упряжи.

Настоящей изюминкой экспозиции стали декоративные онгоны 9 сыновей хранителя золота и серебра Божинтой-убгэна (покровитель «белых кузнецов» - ювелиров), покровительствующие кузнечным инструментам, и его дочери Эйлик-Мулак, высекающей искры.