(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

7 сентября в 15.00 в историко-мемориальном отделе Иркутского областного художественного музея "Усадьба В.П. Сукачева" состоится открытие персональной выставки художника ОГБУК "УНЦХНП Алсаткиной Анжелики Борисовны под названием "Мифы и символы"

Дата добавления: 02.09.2016, 17:38:00

Религиозные идеи шаманизма, связанные с небом и небесными явлениями, полу-чили развитие, и нашли яркое отражение в творчестве Анжелики Алсаткиной, где представлены изображениями различных духов неба и небесных светил. Серия произведений декоративно-прикладного искусства Алсаткиной Анжелики посвящена многочисленным духам неба. Многочисленные духи неба назывались тэнгриями (от бурятского тэнгэри — «небо») и ханами (в этнографической литературе также хатами, хадами) Ханы считались потомками и посланцами тэнгриев. Эти небожители имели, кроме того, личные имена, кото¬рые, как показывают исследования, составлены были из существитель¬ных и прилагательных, характеризующих различные свойства и состоя¬ния видимого неба и атмосферы. Всех тэнгриев буряты разделяли на две большие неравные группы. В первую входили 55 добрых западных тэнгриев, во вторую — 44 злых восточных. Они олицетворяют явление неба и атмосферы и человеческую деятельность в различных её проявлениях и поэтому, их считают хозяевами: снега, молнии и грома, войны, мужества и различных болезней. Почитание автором солнца и луны отразилось в работах «Солнцеворот», «Солнце госпожа» и «Луна серебристый господин». Солнце (наран) играло большую роль для человека на ранних ступенях его развития. Во время жертвоприношений (тайлганов) духи солнца и луны призывались вместе с духами неба, земли и воды. Первоначально буряты поклонялись видимым светилам и изображали их в форме простых или лучистых кружков, позднее, в связи с разви¬тием процесса антропоморфизации природы, солнце и луну наделили осо¬быми «хозяевами» и стали рисовать их в виде человеческих фигур. В хо¬зяевах солнца и луны видели лиц женского пола — Наль Хатан и Саль Хатан, хотя при этом подразумевалось и наличие мужской половины. По другим данным, хозяйкой солнца и луны была Шандангин-Хандангин. Впоследствии женская природа сохранилась только за солнцем, луна же стала рассматриваться как мужчина, муж солнца. В экспозиции представлена войлочная скульптура Шара-тэхэ эжэн – хозяин желтого козла Манжилай Культ козла имел отношение к шаманству. У кудинских бурятов Манита Манжил — один из пастухов Эсэгэ Малаан тэнгэри, разъезжающий на козле, являлся в то же время покровителем шамана и посредником между ним и духами неба (тэнгриями, ханами). Считалось, что он оберегал шамана от злых заяанов и духов. Со¬гласно религиозным представлениям кудинцев, «между небом и землей находится божество, принадлежащее и небу, и земле, по имени Телети шара бурхан тэхэ шара Манжилай, т. е. «обладатель козлов, желтый бурхан, желтый козел Манжилай». Про-странство, заключенное между небом и землей, шаманисты представляли себе и виде особого воздушного мира, отличного от неба. В легендах хоринских бурятов Ман¬жилая относят к запад¬ным тэнгриям он считается целителем людей, а также божеством, делающим людей шаманами. Манжилай считался у кудинцев покровителем чадородия, чувственных страстей, а также подателем земного богатства. По достижении мальчиками шести- или семилетнего возраста в дом приглашались шаманы, которые совер¬шали жертвоприношение сыну неба Шара-тэхэ эжэну — хозяину жел¬того козла. При этом закалывали домашнего козла, ели его мясо, а кости сжигали на жертвеннике. Войлочная скульптура «Хозяйка леса» «Хозяин тайги». К хозяевам земли и вод относят хозяина тайги Баян Хангая (богатый, обширный), имеет небесное происхождение и относится к числу высших божеств. В его ведении находится весь животный и растительный мир тайги. Изображается он очень богатым, добрым помогающим в охотничьем промысле, любящим слушать сказки и улигеры. Чтобы была удача, охотники посвящали ему специальное молебствие, брали с собой улигершина. Войлочная скульптура «Покровитель рыбной ловли». К хозяевам покровительствующим ремеслу относят Гуроошэ ноена – покровителя рыболовного снаряда «морды». Они были олицетворением либо умерших шаманов имеющих отношение к рыболовству, либо прославленных рыбаков. Территориальные божества нашли свое отражение в произведениях «Хозяин верховьев реки Лены - Ажирай Бухэ, Алма госпожа» Определяющую роль в творчестве Анжелики Борисовны играют онгоны. Онгон – дух предка семьи или рода, его культовое изображение. Существовали культовые изображения духов нарисованные краской на материи, сшитые из тряпок, вырезанные из войлока, дерева, жести или вылепленные из глины. Распространены были онгоны в виде шкурок пушных зверей — колонка, хорька, зайца, соболя и др. Иногда к таким онгонам прикреплялись небольшие металлические фигурки человека, ленточки или маленький бубен. Онгоны изготовлялись для «вселения» в нарисованные на них изображения тех или иных духов с целью заручиться их помощью и покрови¬тельством или избежать их преследования. Рисунки на онгонах обычно делал приглашенный шаман, но этот обычаи не всегда строго соблюдался. Можно предполагать, что в старину онгоны изготовлялись самими членами семьи, заинтересованными в установлении благоприятных для себя отноше¬ний с духами. Иногда исполнение рисунков поручали знающему старику. Буряты-анимисты верили, что с помощью рисунков и совершаемых над ними действий (оживление изображений, надевание на них богатой одежды, принесение жертв, произнесение молитв, обращенных к духам и т. д.) можно до¬биться тех или иных положительных результатов. В экспозиции выставки представлены покровители – онгоны. «Хоринские две заянки» Отрицательные сто¬роны природы и связанные с ними представления о злых, недоброжела¬тельных духах занимает в творчестве Анжелики Борисовны второстепенное место и представлены низшей демонологией, мелкими духами, злыми, но слабосильными – «Анахаи», «Бохолдои» (души мертвых), «Ада» (вредят детям), «Шутхыры» (черти), «Араахан шутхыр» (миниатюрный сплошь обросший волосами чертик). Территориальные божества нашли свое отражение в произведениях «Хозяин верховьев реки Лены - Ажирай Бухэ, Алма госпожа» Выставка продлится с 7 - 27 сентября!!!