- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Копылов Иван Лаврович
Иван Лаврович Копылов родился 24 февраля 1883 года в селе Кутулик Балаганского уезда Иркутской области. Его отец, Лавр Феофилович, был сельским священником, отличавшимся твердым характером и особым рвением к просветительству. Главной своей задачей Лавр Феофилович считал обращение в православие местных бурят. Мать, Надежда Павловна, тоже была из семьи священнослужителя. Глава семейства умер рано, и поэтому Надежде Павловне пришлось одной поднимать своих детей. До самой смерти работала сельской учительницей. Ивана Копылова очень рано начали готовить к миссионерской деятельности. Когда мальчику было всего восемь лет, его отдали учиться в Иркутское духовное училище, а еще через шесть лет — В Иркутскую духовную семинарию, которую он окончил в 1903 году. Надо отметить, что Иван уже здесь мог реализовать свою страсть к рисованию. В числе обязательных дисциплин в духовном училище и семинарии было не только слово Божье, но и, например, пение. Рисование тоже поощрялось, поскольку это был прямой путь к иконописи.
Осенью 1903 года одаренного выпускника семинарии направили в Казанскую духовную академию, параллельно он поступил в Казанское художественное училище. Но уже через полгода обучения Иван Лаврович уезжает из Казани и поступает в Петербургскую академию художеств. В те годы именно Петербург был столицей искусства, и творческая жизнь здесь просто кипела, но Копылов недолго учился.
В 1904 году Петербург отличался не только творческой, но и революционной активностью. Молодежь, в том числе и студенты Академии художеств, мечтали о революции. Не остался в стороне и Иван Лаврович, в революционную борьбу он включился активно. Он вступил в марксистско-ленинскую партию, с рассказами о социализме и коммунизме ходил по различным организациям, расклеивал листовки. За это уже в январе 1904 года был арестован и после четырех месяцев тюремного заключения на два года выслан в Восточную Сибирь. Копылов поселился в Иркутске. Стал служить учителем пения и давать частные уроки рисования.
В августе 1905 года Иван Копылов получил амнистию и уже через месяц снова был в Петербурге, чтобы продолжать свое художественное образование. Здесь он год учился в одной из частных мастерских, но и эта учеба перестала его устраивать. Тогда в 1906 году он уезжает во Францию. Париж того времени — центр мировой культуры. Здесь Иван Копылов поступил в парижскую Академию Жюльена, но в 1910 году умерла его мать, и художник вернулся в Иркутск.
В этом же году он открывает класс живописи и рисунка. Надо сказать, что подобные классы открывались в Иркутске и до Копылова, однако очевидная заслуга Ивана Лавровича заключалась в умении сохранить школу. Одной из причин, по которой художественные школы не могли тогда существовать, было плохое финансирование. Копылов же стал брать заказы, что позволяло ему даже выплачивать некоторым студентам стипендию. Те, кто учился у него, делились на три категории — студийцы, подмастерья и мастера. Студийцы только учились и платили за обучение. А подмастерья и мастера и учились, и работали в мастерской по выполнению заказов: рисовали афиши, плакаты, оформляли праздники, театральные спектакли. Уже через три года после открытия учебное заведение Копылова стало популярным на всю Сибирь.
В студии Копылова устойчиво держался культ высокого профессионального мастерства. Однако стилевых ограничений ученикам Копылов не ставил, считая необходимым знакомить своих питомцев с течениями новой западной живописи.
Постепенно удельный вес нового западного искусства в студии Копылова уменьшался; все больше внимания уделялось русскому искусству, которое потянуло за собой интерес к творчеству народов Сибири.
Еще накануне революции в студии Копылова стали появляться буряты, желавшие овладеть секретами профессии художника. Их собственное творчество содержало в себе неожиданно свежую смесь народного бурятского искусства, бурятской иконописи и европейской изобразительной системы.
Летом 1929 года Копылов со своими учениками отправился изучать бурятское искусство в монастырях-дацанах. На следующий год он занялся изучением и налаживанием народных промыслов Бурятии, где сохранилось традиционное искусство чеканки…
При этом Копылов вел активную пропагандистскую деятельность, занимался вопросами изучения сибирского искусства, состоял членом ВСОРГО с 1912 года и Ученого комитета Бурят-Монгольской АССР с 1929 года.
Участвовал в работе над Сибирской советской энциклопедией, был автором персоналий о художниках Сибири.
В 1932 году его пригласили преподавать в Ленинград, в Институт пролетарского изобразительного искусства. Сначала профессором живописи и рисунка педагогического факультета, потом профессором истории искусств.
С 1937 по 1941 год Иван Лаврович Копылов работал заведующим сектором живописи и рисунка методического кабинета Всесоюзной академии художеств.
9 апреля 1941 года его не стало. Сегодня можно смело сказать, что самая большая заслуга Ивана Лавровича Копылова в том, что он положил начало изобразительному профессиональному образованию в Сибири. Иркутскому художественному училищу недавно присвоено имя его основателя. Иркутское художественное училище — одно из старейших художественных учебных заведений в нашей стране. До его появления в 1910 году на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока не было ни одной художественной школы. Отцом-основателем иркутского училища стал необыкновенный человек — Иван Лаврович Копылов. Несмотря на смутное революционное время, он сумел не только организовать в Иркутске класс рисунка и живописи, но и сохранить его.