- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Осипов Ефим
Родился в 1976 году в с. Хадахан Нукутского района Иркутской области. Учился в Иркутском государственном медицинском институте. С 2007 года работал художником в Усть-Ордынском Национальном центре художественных народных промыслов. Участник областных, российских, международных выставок. Дипломы I степени VIII и II степени IХ и Х международных бурятских фестивалей «Алтаргана» (Иркутск, 2008, Монголия, 2010, Агинское, 2012). Гран-при межрегионального конкурса работ мастеров народных ремесел «Русь мастеровая» (Иркутск, 2008). Почетная грамота Департамента культуры и архивов Иркутской области (Иркутск, 2008).
Сложно поверить в то, что один из самых лучших мастеров декоративно-прикладного искусства в Иркутской области Ефим Осипов постигал когда-то древнее искусство ткачества в одиночку, без наставника, по книгам.
После окончания Хадаханской школы Нукутского района он учился в медицинском училище, потом в Иркутском медицинском институте, на санитарном факультете. И если в те годы ему сказали бы, что он станет в будущем не врачом, а мастером по плетению гобеленов, наверняка решил бы, что это розыгрыш.
Хотя к творчеству Ефим Осипов всегда был расположен. Школьником с удовольствием шил для себя, появлялся то в модной кепке, то в новых джинсах. Мечтал стать модельером, но, когда пришла пора делать выбор, подал документы в медицинский, решив, как советовали взрослые, получить серьезное образование.
Впрочем, медицинский институт так и не закончил. Душа молодого человека тянулась к творчеству, хотелось реализоваться именно в этой сфере. И однажды Ефим Осипов принял решение заняться … гобеленом.
Хорошая идея как снаряд в голове, говорит мастер, вспоминая тот период. Он тогда набрал разную литературу и начал изучать и осваивать технику гобелена. Параллельно занимался краеведческой работой, глубже знакомился с историей, культурой и традициями своего народа, также с творчеством мастеров по гобелену. Начинал плести с небольших ковров, в которых изображал эпизоды из исторических фильмов. Затем, освоив технику, перешел к плетению гобеленов по мотивам бурятского героического эпоса «Гэсэр».
Когда Ефим Осипов уже стал достаточно опытным мастером, он встретил Екатерину Мандухаеву, свою будущую жену. Она приехала к ним в Хадахан из поселка Усть-Ордынский, из Центра художественных народных промыслов оттачивать мастерство. К тому времени он знал почти все о гобелене и умел не только ткать, но и обрабатывать конский волос.
Одна из знаковых его работ – «Земля Гэсэра». На полотне изображен вид на Ангару, внизу улигершин, воспевающий подвиги небесного богатыря, рядом слушатели, а сверху смотрит на них сам Гэсэр. Ефиму на создание этого панно потребовалось полгода, и, когда по окончании работу взвесили, оказалось, что весит оно 27 килограммов.
Обращение художника к героическому эпосу не случайно: на него огромное влияние оказали дедушка с бабушкой, которые рассказывали ему в детстве о древних богатырях, о Гэсэре, защитнике людей, о том, как жили раньше буряты. Его прадед Петр Далбаев был улигершином. Возле деревни Бахтай ежегодно собирались сказители из разных мест, совершали камлания и рассказывали улигеры.
Небесному богатырю посвящено и другое произведение Ефима Осипова «Душа Гэсэра». Автор считает, что оно очень подходит для медитации.
Многие идеи приходят Ефиму Владимировичу в снах. И с некоторых пор у него есть правило – прежде чем приступить к новому полотну, всегда делать подношение духам и богам.
Для художника самое главное – создать хороший эскиз, он является основой для будущей работы. А для мастера по изготовлению гобеленов еще не менее важный момент перед ткачеством – запастись материалом и подготовить его. В среднем на одно панно необходимо около 40 килограммов конского волоса – приблизительно 100 лошадей. Ефим в основном привозит его из родного Хадахана, также покупает в окружном центре. Бывает и так, что материал доставляют неравнодушные почитатели его творчества. Он сам обрабатывает волос, моет, стирает, сушит, скручивает в нить и скатывает в клубки.
Творческий союз Ефима и Екатерины Осиповых оказался плодотворным. Несколько лет назад они задумали и в течение трех лет создали гобелен «Мир улигершина». Идея принадлежала главе семьи.
Кроме его прадеда-улигершина Петра Далбаева, многие знаменитые бурятские сказители родились именно на нукутской земле. Пеохон Петров, Папа Тушемилов, Парамон Дмитриев… До сих пор в народе живут легенды о них. И поэтому у мастера Ефима Осипова всегда была мечта увековечить рапсодов на полотне, тем самым отдать им дань уважения. Главная трудность состояла в том, что не осталось изображений некоторых сказителей, как и его прадеда, и вообще очень сложно плести лица людей. Но это не остановило семью Осиповых. За прошедшие 16 лет они с Катей исполнили гобелены из конского волоса с изображением улигершинов Маншуда Имегеева, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова и Аполлона Тороева. В планах – создать произведения, посвященные воинским культам древних монголов.
Работы Ефима Осипова с удовольствием покупают коллекционеры. Но есть вещи, с которыми он расстается неохотно или не продает совсем. Говорит, что все они дороги для него, ведь каждую работу всегда наделяешь своей энергией, вкладываешь в нее частичку души. Иногда он может часами разглядывать полотна и открывать в них какие-то новые грани.
Действительно, есть что-то магическое в гобеленах из конского волоса. Возможно, волшебством наделяет их сам материал, сакральный. Он создает атмосферу таинственности, притягивает, завораживает. За счет шероховатой фактуры в зависимости от времени суток, освещения, впечатление от созерцания гобелена меняется, возникает разное настроение.
Ефим Осипов считает, что у гобелена из конского волоса – большое будущее. Ведь во все времена всегда ценились ручная работа и натуральные материалы. А национальный колорит, причудливая игра древних орнаментов и символов еще больше добавляют полотну притягательности.
... Произведения из конского волоса сохраняют свой первозданный вид на протяжении веков, им не страшны ни моль, ни солнце, ни влага. И даже – злые силы, согласно поверьям бурят.