(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул, Калинина, 14

Бурятская иконография. Онгоны различных духов неба

Религиозные идеи, связанные с небом и небесными явлениями, полу­чили у бурят значительное развитие, и нашли яркое отражение не только в семантике онгонов тэнгэриин зураг и западных ханов, но и многих других. На небе, по представлениям шаманистов, живет божество — Эсэгэ Малаан тэнгри, в переводе на русский язык означающее «отец - плешивое небо». Представляли его себе в виде плеши­вого старика, постоянно фигурирующего в призываниях, мифах и леген­дах в качестве доброго, благодетельного божества, подателя жизни, счастья и всякого благополучия. Чаще всего он, как и хан Тюрмас тэнгри, оказывался в роли главы западных тэнгриев. Когда шаманисты пели хвалебный гимн в честь неба, то в своих обращениях называли его «небо, наш великий предок», откуда следует, что с небом связывались представления о происхождении бурятского народа.

На онгонах, собранных в XIX—начале XX в., изображены, кроме неба (как такового), различные второстепенные и даже третьестепенные духи неба. Именно эти духи были в центре внимания при изготовлении соответствующих онгонов. Небесные духи олицетворяли собой небо, разделенное на части, в чем следует видеть дальнейшее усложнение представлений о небе. Это были духи западного и восточного неба, духи, изображавшие собой сыновей и дочерей небесного божества и их по­томство. Говоря о духах неба, необходимо иметь в виду, что к ним же причислились и души «знаменитых» шаманов, которые, по мнению буря­тов, после смерти возносились на небо. К этой же категории относились и души некоторых простых людей. Таким образом, количество духов неба постоянно возрастало. Однако последняя категория их, т. е. души людей, превратившихся в небесных духов, не отождествлялась полностью с ду­хами собственно неба и составляла для шаманистов низшую их кате­горию.

Многочисленные духи неба назывались тэнгриями (от бурятского тэнгэри — «небо») и ханами (в этнографической литературе также хатами, хадами) Ханы считались потомками и посланцами тэнгриев. Эти небожители имели, кроме того, личные имена, кото­рые, как показывают исследовании, составлены были из существитель­ных и прилагательных, характеризующих различные свойства и состоя­ния видимого неба и атмосферы. Всех тэнгриев буряты разделяли на две большие неравные группы. В первую входили 55 добрых западных тэнгриев, во вторую — 44 злых восточных.

Основ­ное внимание шаманистов было направлено в сторону духов, олицетворив­ших положительные свойства и явления природы. Отрицательные сто­роны природы и связанные с ними представления о злых, недоброжела­тельных духах занимали в религиозном сознании бурят второстепенное место.

Западные тэнгрии играли в религиозной мифологии бурят весьма важную роль. Достаточно сказать, что от них вели свое происхождение белые заяаны и ханы, водяные ханы, Буха-нойон, огонь и т. д., т. е. добрые духи светлого цикла, настроенные благожелательно к человеку и постоянно оказывающие ему помощь и покровительство. У запад­ных ханов, по мнению шаманистов, обучались души будущих шаманов. У других потомков западных тэнгриев — белых заяанов — искали покровительства белые кузнецы.

В связи с тем важным значением, которое приписывалось западным тэнгриям и ханам, онгоны с изображением этих духов приобретают осо­бый интерес.

Онгоны тэнгэриин зураг и западных ханов исполнялись после совершения религиозного обряда. Онгон (кусочек синей ткани с изображе­ниями) помещался при этом на козульей шкуре, разостланной на полу. По окончании изготовления онгона его приделывали к палочке и втыкали около очага. Иногда онгоны этого рода относили в лес.

Верхнюю часть тэнгэриин онгона занимали линия неба, солнце, луна, звезды, иногда облака (рис). Ниже располагались изображения девяти небесных духов в виде тонких однолинейных человеческих фигур девяти сыновей с тремя короткими отростками на голове. За ними помещалась полоса с деревьями в виде елочек, названных «восемью соснами». Ниже шел еще ряд человеческих фигур («восемь дочерей»), а в самом низу рисо­вались собака и верблюд. Человеческие фигуры, по всей вероятности, представляют собой сыновей и дочерей неба, фигурирующих и на других онгонах.

Совершая жертвоприношения западным ханам, буряты просили у них покровительства и всяких благ в земной жизни.