- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Бурятская иконография. Онгоны различных духов неба
Религиозные идеи, связанные с небом и небесными явлениями, получили у бурят значительное развитие, и нашли яркое отражение не только в семантике онгонов тэнгэриин зураг и западных ханов, но и многих других. На небе, по представлениям шаманистов, живет божество — Эсэгэ Малаан тэнгри, в переводе на русский язык означающее «отец - плешивое небо». Представляли его себе в виде плешивого старика, постоянно фигурирующего в призываниях, мифах и легендах в качестве доброго, благодетельного божества, подателя жизни, счастья и всякого благополучия. Чаще всего он, как и хан Тюрмас тэнгри, оказывался в роли главы западных тэнгриев. Когда шаманисты пели хвалебный гимн в честь неба, то в своих обращениях называли его «небо, наш великий предок», откуда следует, что с небом связывались представления о происхождении бурятского народа.
На онгонах, собранных в XIX—начале XX в., изображены, кроме неба (как такового), различные второстепенные и даже третьестепенные духи неба. Именно эти духи были в центре внимания при изготовлении соответствующих онгонов. Небесные духи олицетворяли собой небо, разделенное на части, в чем следует видеть дальнейшее усложнение представлений о небе. Это были духи западного и восточного неба, духи, изображавшие собой сыновей и дочерей небесного божества и их потомство. Говоря о духах неба, необходимо иметь в виду, что к ним же причислились и души «знаменитых» шаманов, которые, по мнению бурятов, после смерти возносились на небо. К этой же категории относились и души некоторых простых людей. Таким образом, количество духов неба постоянно возрастало. Однако последняя категория их, т. е. души людей, превратившихся в небесных духов, не отождествлялась полностью с духами собственно неба и составляла для шаманистов низшую их категорию.
Многочисленные духи неба назывались тэнгриями (от бурятского тэнгэри — «небо») и ханами (в этнографической литературе также хатами, хадами) Ханы считались потомками и посланцами тэнгриев. Эти небожители имели, кроме того, личные имена, которые, как показывают исследовании, составлены были из существительных и прилагательных, характеризующих различные свойства и состояния видимого неба и атмосферы. Всех тэнгриев буряты разделяли на две большие неравные группы. В первую входили 55 добрых западных тэнгриев, во вторую — 44 злых восточных.
Основное внимание шаманистов было направлено в сторону духов, олицетворивших положительные свойства и явления природы. Отрицательные стороны природы и связанные с ними представления о злых, недоброжелательных духах занимали в религиозном сознании бурят второстепенное место.
Западные тэнгрии играли в религиозной мифологии бурят весьма важную роль. Достаточно сказать, что от них вели свое происхождение белые заяаны и ханы, водяные ханы, Буха-нойон, огонь и т. д., т. е. добрые духи светлого цикла, настроенные благожелательно к человеку и постоянно оказывающие ему помощь и покровительство. У западных ханов, по мнению шаманистов, обучались души будущих шаманов. У других потомков западных тэнгриев — белых заяанов — искали покровительства белые кузнецы.
В связи с тем важным значением, которое приписывалось западным тэнгриям и ханам, онгоны с изображением этих духов приобретают особый интерес.
Онгоны тэнгэриин зураг и западных ханов исполнялись после совершения религиозного обряда. Онгон (кусочек синей ткани с изображениями) помещался при этом на козульей шкуре, разостланной на полу. По окончании изготовления онгона его приделывали к палочке и втыкали около очага. Иногда онгоны этого рода относили в лес.
Верхнюю часть тэнгэриин онгона занимали линия неба, солнце, луна, звезды, иногда облака (рис). Ниже располагались изображения девяти небесных духов в виде тонких однолинейных человеческих фигур девяти сыновей с тремя короткими отростками на голове. За ними помещалась полоса с деревьями в виде елочек, названных «восемью соснами». Ниже шел еще ряд человеческих фигур («восемь дочерей»), а в самом низу рисовались собака и верблюд. Человеческие фигуры, по всей вероятности, представляют собой сыновей и дочерей неба, фигурирующих и на других онгонах.
Совершая жертвоприношения западным ханам, буряты просили у них покровительства и всяких благ в земной жизни.