(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул, Калинина, 14

Бурятская иконография. Онгоны солнца и луны

Почитание солнца (наран) и луны (hара) имело в старину важное значение. Солнце должно было играть большую роль для человека на ранних ступенях его развития, когда он еще не умел бороться с холодом, не научился строить себе теплые жилища.

На бурятских онгонах солнце и луна всегда изображаются вместе с небом. Последнее или рисуется в виде прямой черты, или представлено куском белой ткани.

Более древние представления, связанные с солнцем и луной, раскрыть в настоящее время уже трудно, так как они в значительной степени исчезли или заменились другими. Во время жертвоприношений (тайлганов) духи солнца и луны призывались вместе с духами неба, земли и воды. Во время болезни в жертву солнцу прино­сили барана.

Первоначально буряты поклонялись видимым светилам и изображали их в форме простых или лучистых кружков, которые еще во множестве фигурировали на онгонах XIX и начала XX вв. Позднее, в связи с разви­тием процесса антропоморфизации природы, солнце и луну наделили осо­быми «хозяевами» и стали рисовать их в виде человеческих фигур. В хо­зяевах солнца и луны видели лиц женского пола Наль Хатан и Саль Хатан, хотя при этом подразумевалось и наличие мужской половины.  По другим данным, хозяйкой солнца и луны была Шандангин-Хандангин. Впоследствии женская природа сохранилась только за солнцем, луна же стала рассматриваться как мужчина, муж солнца.

В связи с возникновением представлений об антропоморфной природе светил на круглых дисках их появились изображения человеческих фигур. Чаще всего такие фигуры встречаются на луне, но все еще в облике женщин. Подобного рода рисунки отражают одну из широко распространенных и весьма популярных легенд, известных как бурятам, так и многим другим народам Сибири.

Среди онгонов солнца и луны были как скульптурные (в виде дисков), так и нарисованные онгоны.