(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Бурятская иконография. Ухан-хаад онгон – онгон водяных ханов

. На этом онгоне изображены владыки воды, хозяева морей, рек, озер и прудов. Природа этих духов не вполне ясна. Хотя их и представляли себе в виде людей (нередко стариков), однако в рассказах подчеркивается их зооморфный характер и небесное происхождение. Согласно легендам, уhан-хаады спустились с северо-западной стороны неба, т. е. со стороны заходящего солнца. По некоторым данным, они относятся к категории белых западных тэнгриев и не стоят ни в какой связи ни с шаманами, ни с легендарными героями. Спустившись с неба, они якобы попали сна­чала на гору Сэмбэр-ула, затем погрузились на дно моря и обратились в абарга — морских животных, чудовищ, имеющих вид змеи или кита. Однако связь их с небом при этом не утратилась.

Водяные ханы живут, по рас­сказам, под водой, в огромных дворцах и владеют не только водными бассейнами, но и всем их содержимым. Кроме того, они владеют пчелами, красными быками и серыми верблюдами. Отношение водяных ханов к лю­дям считалось доброжелатель­ным. Будучи существами доб­рыми, они, по мнению шама­нистов, защищали людей от злых духов, а по некоторым данным — посылали дождь и вообще до­ставляли людям воду. В леген­дах говорится, что происшедший от воды сын одного из уhан-хаадов сделался предком пле­мени эхирит. Быть может, в этом предке следует видеть на­лима, от которого, по другим легендам, произошли эхириты.    

Так, например, одна из легенд утверждает, что родоначальник бурятов Эхирит был воспитан налимом и усыновлен шаманкой Хусыхэн. Это дает основание предполагать, что уhан хаад онгон был когда-то общеплеменным тотемным онгоном, в пользу чего говорит и тот факт, что на нем часто изображается рыба.

Буряты искали помощи водяных ханов при отправлении на рыболовный промысел, а также, по указанию шаманов, при некоторых болезнях.

Водяные ханы считались покровителями рыболовных снарядов и ору­дий — шеста, весла, невода, морды и т, п. Считалось, что каждый из водяных ханов владеет каким-нибудь одним орудием, так же как духи кузнецов — своими инструментами.

Изготовление онгона сопровождалось слабым жертвоприношением. Балаганские буряты держали онгон внутри юрты, на левой стороне, по­близости от двери.

Размеры онгонов были различны: 14х17, 33х34, 35x46 см. Материя выбиралась или одноцветная (тёмно-синяя) или двойная — белая и синяя. Белая составляла верхнюю часть онгона (небо), а синяя нижнюю (земля или вода). На материю красной краской наносились рисунки: человеческие фигуры, светила, горы, деревья, животные. Среди изображений людей на онгонах этой группы фигурируют как мужчины, так и женщины, супружеские пары (рис). Они имеют личные имена, составные части которых являются не чем иным, как наименованиями неба, его свойств и состояния.

Владыки воды рисуются в верхней части онгона, непосредственно под линией неба, и представляют собой девять одинаковых фигурок, стоящих в ряд, лицом к зрителю. Звезды изображены точками. Солнце и луна располагаются по углам, ниже линии неба. Под ногами ханов одна или три горы в виде волнистой линии. Эти горы служат как бы напоминанием о пути прохождения ханов с неба на землю. На центральной горе растет дерево, на вершине его сидит большая птица. Иногда вместо одного дерева рисуются три. Под линией гор — озеро, своей вытянутой формой напоминающее Байкал, и пруд, более круглый по форме. В озере плавают рыбы (пара), в пруде — лягушка. Горы, озеро и пруд представлены, впрочем, не на всех онгонах уhан-хаад. Кроме лягушки, в нижней части онгонов помещаются изображения змеи и яще­рицы, а также других животных: коня, верблюда, быка. При описании онгонов упоминаются еще тюлень (водящийся в Байкале), пчелы и жуки. На одном из онгонов имеется изображение лодки с веслом и шестом.

Существует онгон водяных ханов с меньшим числом животных: в нижнем ряду изображены лошадь и верблюд, над ними пчела (над лошадью) и змея (над верб­людом) (рис.). Солнце и луна имеют вид крестообразно перекрещенных дисков. У фигур руки и ноги расставлены в стороны. Длина онгона 18, ширина 12 см.

Какую идею хотел выразить автор рисунка, изображая на онгоне раз­личных животных, сказать с полной уверенностью нельзя. Об этих изо­бражениях мы имеем неполные и к тому же противоречивые сведения. Что касается пресмыкающихся и рыб, то с большой вероятностью можно предположить, что они олицетворяют собой подчиненных ханам живот­ных, населяющих различные водные бассейны. Лягушки истолковы­ваются иногда как собаки (превращенные) спустившегося с неба Горель-нойона. О верблюдах говорится, что они служат водяным ханам в ка­честве ездовых животных. Возможно, что верблюды, лошади и быки изображали собой животных, которых буряты посвящали антропоморфным духам, отчасти с целью предоставления в распоряжение этих духов транспортных средств, отчасти, может быть, мясной пищи (быки). Птица, сидящая на дереве, истолковывается иногда как царь-кукушка. Однако рассматривая комплекс изображений в целом, нельзя не заме­тить, что по содержанию он напоминает известные легенды бурятов о царе птиц Хан-Хэрэгдэ. Согласно этим легендам, птица неподвижно сидит на вершине большого царь-дерева, растущего на Горе Сэмбэр-ула. В легендах фигурирует и змея абарга, о которой говорится, что она лежит под деревом, трижды обвившись вокруг него. По другим вариантам бурятских легенд и сказок, Хан-Хэрэгдэ гнездится на дереве, растущем у «желтого моря», в котором живет змея. В абарга видят не только змею, но также крупное морское животное, наделенное тринадцатью плавни­ками, благодаря чему оно иногда оказывается в роли царя рыб — «вели­кой рыбы абарга». Птица Хан-Хэрэгдэ имеет гнездо на мировом дереве, где выводит своих птенцов.

Таков комплекс идей, связанных с царями птиц, рыб и змей, а также с мировым деревом, мировой горой и морем,— очевидно, мировым океа­ном.

Онгон водяных ханов изображает собой не столько духов-хозяев воды, сколько природу в целом, т. е. небо, землю и воду. В почитании же этого онгона отразился главным образом культ воды как часть культа природы.