- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Чулки, рукавицы, прическа
Чулки. Под обувь надевали носки из войлока, фетра или простеганной на ватной прокладке ткани, также широко были распространены вязаные чулки, ноговицы и наколенники. Чулки оймhон (оймhоон) у бурят (XVIII – начало XX в.) бытовали повсеместно и были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Чулки были разной длины – до колен и короткие. Они подразделялись на «войлошные» [Описание о братских…, 1959, с. 22], а также, сшитые из ткани и вязаные, разной длины, до колен и короткие. В давние времена чулки были валяные из войлока. В конце XIX в. стали изготавливать для войлочных чулок специально выкроенные носок, подошву, сужающуюся к пяточной части, которые пришивались к голенищу; сшивали детали нитками из овечьей шерсти. С начала XX в. перестали употребляться. Чулки из ткани были такой же конструкции и использовались для покоса. Весьма архаичную форму представляют чулки, вязанные из белой или черной овечьей шерсти. Их вязали крючком (или на спицах) в форме мешка с овальным нижним краем (данный способ вязания сохранился у бурят Баяндаевского района Иркутской области). У западных бурят верхняя часть вязаного чулка украшалась рисунком: черные или желто-оранжевые узоры на белом фоне. Орнамент был в основном геометрическим, в котором чередовались полосы из кубиков, прямоугольных столбиков различной величины. Иногда узор изображал птицу – орла ехэ шубуун, цветок или дерево [Бадмаева 1987, с. 86–87]. Бурятский этнограф С. Б. Болхосоев в устной беседе высказал мнение, что интерпретация Р. Д. Бадмаевой об орнаменте орла на чулках не вполне корректна. Поскольку для западных бурят, особенно ольхонских эта птица священна. Поэтому изображать ее на ногах, т. е. внизу – грех.
Рукавицы. Западные буряты зимой носили руквицы бээлэй (бэлэ). Для более теплого времени рукавицы изготавливались из кожи, а также плиса и сукна на подкладке. Зимние шили из овчины или мерлушки. Овчину употребляли цветную: от желтой до темно-коричневой или от красноватой до темно-бурой. Женские рукавицы по своему внешнему виду были изящнее мужских. Их обшивали неширокой каймой из плиса (черного, темно-синего, синего или бордового цветов) или бархата вдоль отворота. По кайме вышивали шелковыми или хлопчатобумажными нитками. У западных буряток нарядные рукавицы покрывали тканью и украшали вышивкой по тыльной стороне. Узор вышивали только контуром. Качество самого материала лишь усиливали орнаментацией, а контурность изображения придавала узору утонченность и изящество [Тумахани 1970, с. 15].
Как сообщает Требуховский, балаганская невеста должна была в приданом иметь одну пару рукавиц из нагольной овчины, одну пару зимних нарядных рукавиц, крытых материей и расшитых цветным шелком и одну пару летних – из кожи или овчины без шерсти – для работы. Вязаных рукавиц буряты не носили (их позднее позаимствовали у русских) [1929, с. 11]. В эхирит-булагатском говоре встречается лексема особоодхо ‘шерстяные варежки’, отсутствующая в других говорах. Во всех бурятских говорах вместо нее встречаются названия, заимствованные из русского языка, такие как бааришха «варежки», пиршаатха «перчатки».
Прическа. Прическа строго соответствовала возрастному, этническому и социальному статусу женщины, любой переход в другую группу маркировался изменением прически. В «Описании всех обитающих в Российском государстве народов» И. Г. Георги в главе о бурятах пишет: «Девки заплетают волосы так, как и молодыя татарки, в тонкия, кругом попущенныя косы» [2007, с. 32]. А женщины «… как и калмычки: заплетают волосы в две косы, в которыя, чтобы сделать оныя толще, прибавляют черных конских волос, и опускают оныя через плечи на грудь» [Там же с. 31].
Важным маркером нового статуса замужней женщины становилась прическа: две косы – «символ соединения мужского и женского начал и образования единого целого в лице женщины, рожающей детей – продолжение рода, продолжение жизни» [Герасимова, Галданова, Очирова, 2000, с. 49–51]. По сообщению Г. Р. Галдановой, прическа замужней женщины символизировала ее как хранительницу жизненной силы своего мужа, и теперь они – одно целое [1986, с. 156]. У западных бурят такую прическу женщина носила только после рождения ребенка. При этом женские прически имели локально-территориальные отличия. Женщины у кудинских и идинских бурят заплетали волосы в две косы «…связывая вместе на груде; в этом виде оне служат хозяйкам для привязывания ключей от сундуков; у иной висит на косе целая связка ключей, весом, по крайней мере, в фунт» [Астырев 1890, с. 32]. Аларские бурятки хонгодоры плели свои косы из более мелких «…из под платка, свешивались на плечи и на грудь две косы, каждая из которых была сплетена, по крайней мере, из десятка более мелких» [Там же с. 20]. Хотя отмечаются два способа ношения кос замужними женщинами у бурят (спущенными по спине или по груди), для западнобурятских женщин второе было более характерным. Концы кос убирали под безрукавку или накосники, украшения оставляли сверху.