- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Головные уборы
Аналогичные функции выполняли и головные уборы бурят. Как и у других народов, были признаком родовой и сословной принадлежности владельца и отличались большим разнообразием: по головному убору, а не только по говору, обычно понимали, откуда человек родом [Тугутов 1958, c. 133]. Замужние женщины были обязаны всегда носить головной убор, их снимали только когда ложились спать. Объясняется это, как правило, тем, что женщинам запрещалось показывать макушку (непокрытую голову) Великому Синему Небу. Не отрицая этого объяснения, считаем возможным предположить, что в этом предписании нашла отражение апотропейная функция головного убора. Причем, головной убор, наделенный защитной силой благодаря включению в его структуру и орнаментацию знаков-оберегов, выполняет защитную функцию не только по отношению к женщине, находящуюся в голове (волосах) сакральную субстанцию, но и по отношению к окружающим, препятствуя отрицательному воздействию на них этой субстанции.
Головные уборы предбайкальских бурят имели достаточно сильное отличие от головных уборов жителей Забайкалья. И если в прическе и украшениях женщин подчеркивались возрастные социальные различия (девушка/ замужняя женщина), то головные уборы предбайкальских буряток отражали это в меньшей степени. Также по сравнению с восточными бурятами, в головных уборах бурят Иркутской области была менее выражена родовая принадлежность [Бадмаева 1987, c. 69]. В литературе исследователи отмечают в основном территориальную.
В бурятском языке термин малгай обобщенно называет любой головной убор. Поэтому он входит в состав названий разных их видов. Для женщин западных бурят в XIX – начале XX в. были характерны следующие виды головных уборов:
– шар малгай (шаровка) – наиболее архаичный вариант головного убора [Она же, 1982, с. 35], – шапочка в виде вязаного колпачка из черных и красных шерстяных нитей с околышем. Возможно, именно о ней И. Г. Георги писал, что женские шапки буряток такие же, как у мужчин – «плоския китайския, с круглым околышем и большой кистью» [2007, c. 32]. Из черных нитей вязали тулью (околыш), из красных – верх. Позже ее стали выкраивать из сукна черного цвета или же сохраняли красно-черное цветовое сочетание. Украшали круглыми пуговицами, металлическими пластинами, нашивками из белых бус. К концу XIX в. практически исчезла и была заменена фабричной шпакой типа кубанки. Более легкий ее вариант елбогой делался из фетра [Самбуева 2004, с. 48]. Встречалась у верхоленских бурят Предбайкалья;
– бортого малгай – шапка молодых замужних женщин и девушек Иркутской области. Использовалась для холодного времени года [ПМА, 2003]. Она была с невысокой твердой тульей (но выше, чем у биизга малгай), сантиметров 10–12 высотой, выкроенной из прямого куска ткани и с плоским круглым верхом. Ее шили из шелка, парчи, плиса или бархата. Околыш украшали узорами из ярких шелковых нитей или позументом алтан hgдалтай [Тугутов 1958, с. 135]. Здесь интересно отметить, что термин бортого на западном наречии значит «берестяная посуда, лукошко из бересты» [БРС 1973, c. 106]. Возможно, название данный головной убор получил из-за своего внешнего вида, чем-то напоминающего лукошко, или потому что его тулья могла прежде укрепляться берестой, которая повсеместно была распространенным поделочным материалом у бурят, особенно среди аларских. Аналогичные шапки бытовали в костюме калмычек и монголок;
– халюун малгай – шапка такого же покроя из меха выдры, носили зимой (на подкладке, с невысокой тульей из меха, которая хорошо держала форму и с мягким круглым плоским верхом из плиса или бархата) или в праздничных костюмных комплексах. Мех выдры отличался очень высокой носкостью, поэтому ценился [Бадмаева 1987, c. 50]. Чаще встречалась среди боханских и осинских бурят;
– биизга малгай – женская шапка, напоминающая тюбетейку. Использовалась в теплое время года. Ее тулья также кроилась из прямого узкого куска ткани, шириной 6–8 сантиметров. Однако хотя верх шапки в плане тоже был круглый, он кроился из прямоугольного куска ткани, который собирали по одному длинному краю в мягкие складки (8 складок по кругу или 4 встречных складки), тем самым образовывая центр шапки. Сверху по центру пришивали серебряную монету (полтинник) у балаганских бурят [Требуховский 1929, с. 10], красивую пуговицу или круглый кусок картона, обтянутый нарядной тканью. Иногда под монету пришивали кисточки сасэк [ПМА 2003]. У нарядных шапок тулью обшивали шелком, позументом «чтобы обязательно блестело», украшали цветами из ткани или бумаги. Иногда украшали вышитым растительным орнаментом [Самбуева 2004, с. 49]. Этот тип шапки мог выступать в качестве нарядного свадебного головного убора, тогда вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья. Верх кроили из сукна, бархата или шелка. Биизга встречалась в основном в Боханском и Осинском районах Иркутской области;
– тоорсог – женская шапка, тулья которой, состояла из клиньев (обычно четырех). Клинья пришивались к узкому околышку. Ее силуэт по форме напоминал юрту кочевника [Кочешков 1973б, с. 139]. К ней иногда приделывали короткие наушники и козырек [Самбуева 2004, с. 48]. Помимо Предбайкалья (Боханский район) такая шапка встречалась в Тункинском и Баргузинском районах Бурятии. Также бытовала у халха-монголов, дэрбэтов и торгутов Западной Монголии;
– татар малгай – шапка в форме колпака из камусов и с узкой меховой оторочкой понизу. Тулья состояла из восьми клиньев (лисьих камусов), поля кроились из узкого прямоугольного куска (например, меха рыси для нарядного головного убора). Название указывает на заимствование головного убора у татар. Подобного покроя шапка бытовала у многих народов. Была распространена у мужчин Иркутской области, а также входила в комплекс женской зимней одежды у аларских бурят [Бадмаева 1987, с. 93]. На макушку головного убора часто пришивали серебряную монету (иногда две: серебряную и золотую) и кисточку из ниток или ленты [Требуховский 1929, с. 10].
На рубеже веков среди западных буряток распространилось повязывание головы платком. Свидетельство Астырева о «монголо-бурятах» Иркутской губернии: «Голову бурятка обвязала красным платком, концами назад…» [1890, с. 20]. Девушки описываемого периода шапки надевали редко, по праздничным дням. Зимой они обычно носили теплые покупные шали, а летом – платки. Нарядным считались большие яркие разноцветные шали с кистями китайского производства. Головные уборы предбайкальских бурят находят ближайшие аналогии в костюмных комплексах тюрков Южной Сибири и Средней Азии, что резко отличает их от жителей Забайкалья, у которых основа была единой для мужчин, женщин и детей.