- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Бурятская иконография. Горные онгоны - ходайн онгод
Горные онгоны - ходайн онгод были распространены главным образом среди кудинских, верхоленских и ольхонских бурятов. На онгонах изображались умершие шаманы, ставшие заяанами. Прежде чем обратиться к семантике этих изображений, необходимо сказать несколько слов о самих заяанах. Заяанами шаманисты называли духов двоякого происхождения. С одной стороны, к ним причисляли потомков тэнгриев, т. е. небожителей, отношение которых к людям было, как полагали, различным: отчасти они покровительствовали и помогали им, отчасти вредили, насылая болезнь и даже смерть. С другой стороны, заяанами считались души умерших белых, большей частью могущественных шаманов, якобы попавшие на небо и сделавшиеся полулюдьми-полубогами. В отдельных случаях к заяанам причислялись и души простых людей, бывших при жизни хорошими мастерами или стрелками. Предки-шаманы, ставшие заяанами-покровителями. находясь в ведении западных ханов, должны были защищать своих сородичей и потомков от преследования вредных заяанов и черных духов, главным образом духов из числа душ умерших простых людей (не шаманов) и духов шаманов черного цикла. Покровители-шаманы фигурировали иногда на онгонах под именем горных старцев, якобы живших на небе и оказывавших покровительство людям. Для самих шаманов духи - предки имели особое значение: заводя знакомство в мире духов, они будто бы помогали шаману устанавливать необходимые связи с небожителями.
Название «горные» онгоны получили потому, что у бурятов было в обычае погребать своих шаманов среди гор и утесов. Шамана в полном облачении в сидячем положения помещали в пещеру или грот, вход в который закладывали камнями, оставляя лишь небольшое отверстие, предназначенное, очевидно, для «входа» и «выхода» души. С той же целью делались отверстия в крышке шаманского гроба. В связи с этим следует вспомнить, что на некоторых ящичках для хранения онгонов прорезывались такие же отверстия с целью облегчить душам возможность «входа» и «выхода» души.
Имея своим местопребыванием горные районы, старцы оказались также в роли хозяев отдельных местностей: к ним буряты обращались иногда с просьбами об удачной охоте.
Горные онгоны изготовлялись шаманами для женатых людей вскоре после их свадьбы и хранились в гнездах, выдолбленных для этой цели на деревянных столбах, установленных на горе. В способе хранения онгонов нельзя не видеть отражения вторичного погребения останков шаманов внутри деревьев, практиковавшегося среди бурятов еще в начале текущего столетия.
В группу горных входили онгоны различных типов. У кудинских бурятов прежде всего делали так называемый табан зурагтан онгон, т. е. «пять нарисованных онгонов». Его рисовали на одном или двух кусках шелковой или парчовой ткани размерам приблизительно 20x20 см. Среди рисунков этого онгона центральное место занимали человеческие фигуры числом от трех до пяти; над каждой из них прикреплялось перышко. К груди их прикрепляли вырезанные из жести или латуни человеческие фигурки. Внизу онгона рисовались иногда в два ряда вертикальные и пересекающиеся накрест линии. На других онгонах жестяные фигурки отсутствовали (рис.). На некоторых экземплярах, вывезенных из Верхнеудинского ведомства, в нижней части онгона можно видеть изображение лука с натянутой стрелой и какое-то животное, скорее всего собаку (рис.).
Среди человеческих фигур чаще всего встречаются или только мужские, или только женские. Всем им присвоены личные имена.
На арбан зурагтане (буквально — «десять нарисованных») число человеческих фигур доходит до десяти (рисуются они на двух лоскутках материи — белом и синем), а на арбан табан зурагтане («пятнадцать нарисованных») - до пятнадцати (рисуются на трех лоскутках). Среди духов фигурирует Хорёдой Моргон с женой Хобоши Хатан.
На одном горном онгоне, принадлежащем Иркутскому музею, нарисована человеческая фигурка, к которой на месте кистей рук пришиты металлические изображении колчана и лука со стрелой, на груди — металлическая фигурка человека, над головой – перо, под ногами — вырезанная из железа собака, помещенная на фоне не вполне ясно нарисованного шаманского ширээ (рис.). Атрибуты фигуры указывают как на шамана, так и на охотника; это дает основание предполагать, что духи горных онгонов рассматривались прежде как покровители охотничьего промысла.
Человеческие изображения на различных экземплярах горных онгонов имеют неодинаковый характер, что можно заметить и по приведенным рисункам. Наряду с тонкими однолинейными фигурами встречаются фигуры, исполненные при помощи небрежной толстой линии, а также контурные рисунки.