- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Художественная обработка металла. Часть 2
Плавка была столь же необходимым приемом обработки металлов, как и горячая ковка. Для плавления использовали специальные огнеупорные сосуды, как железные, так и глиняные.
Тигли для плавления металлов, в первую очередь железа, кузнецы и ювелиры формовали и обжигали собственноручно. Для этого в земле, в небольшом углублении, складывалась невысокая каменка полусферической формы, в которой затем разводили жаркий огонь. Туда помещался сосуд из сырой глины, и под воздействием равномерно горящего огня он доводился до красного каления, становясь исключительно стойким к высоким температурам.
Народные мастера владели техникой плавления различных металлов. Не представляет большой сложности плавление золота и серебра, которым свойственна низкая температура плавления.
Именно с помощью техники плавления добывали из рудоносных горных пород цветные металлы. К примеру, для получения золота породу с вкраплениями крупинок металла разбивали на каменной плите каменным молотом. Железный молот не применялся, т.к. в порошок могли попасть осколки металла. Измельченную руду растирали каменными дисками, полученный порошок клали на горячий уголь, после этого разжигали огонь. Но чтобы огонь был непрерывным, его поддерживало несколько человек, попеременно сменяя друг друга. При этом крупинки золота расплавлялись и оседали в песке, который затем тщательно промывался водой. Полученное таким образом золото несколько раз плавили, пока не образовывался слиток драгоценного металла. Таким же способом получали серебро.
Широкое распространение в художественном металле западных бурят получила набивная насечка (таушировка). Происхождение техники набивной таушировки целиком связано с тюркской ремесленной традицией и восходит к эпохе средневековья. Более того, по всей видимости, техника насечки возникла в Южной Сибири и северо-восточных районах Казахстана, откуда распространилась по всему степному региону и даже вошла в ремесленные традиции оседлых земледельческих народов Средней Азии.
Довольно подробно эта техника описана И. Г. Гмелиным, в публикациях Э. П. Зиннера, который в феврале 1735 года побывал у бурят, живших вокруг Балаганского острога. Чтобы посмотреть, как выкладывается железо серебром или золотом, И. Г. Гмелин и его спутники попросили нескольких мастеров сделать при них пробу.
Мастера выковали кусок железа нужной формы, затем еще раз накалили его и дали остыть. После этого «насекли железо вдоль и поперек острым зубилом, которое все время отодвигали от себя, и постоянными ударами молотка по зубилу наносили необходимые зарубки на железе. Таким образом, они три раза делали зарубки, так что каждый раз зарубки получали другое направление и пересекали друг друга. Они часто рассматривали обрабатываемое железо, чтобы зарубки были ровные. После нанесения насечки они нагрели пластину до воронения и довели дело до того, что можно было сделать требуемое изображение. Серебро, которым они пользовались для своей работы, состояло из тонкой проволоки двух размеров и очень тонких пластинок серебра. Они начали работать, но получилось у них плохо. Правда, линии были ими нарисованы, но в рисунке они неопытны и не смогли его скопировать. Поэтому пришлось им нанести рисунок на пластинку, и тогда дело пошло. Точно по рисунку они в конце одной линии вкладывали конец проволоки и вбивали его; эту серебряную проволоку они вели за линией до другого конца, вбивали его по всей длине и потом отщипывали. Так они поступали по всей линии, пока все изображение не было готово. Но, так как проволока была не совсем крепко вбита, они били по ней до тех пор, пока она не садилась в нанесенные насечки. Если они хотят покрыть всю пластину или большую ее часть, они вырезают серебряную пластинку по форме, какую хотят иметь на железе, и вбивают ее. Для всей этой работы они пользуются одним только молотком. Он расширен с обоих концов, один конец гладкий, другой с насечками. Но когда они обрабатывают железо, они не пользуются концами молотка, а берут его в ширину и бьют им плашмя. Когда же они вбивают серебро, они пользуются шероховатым концом, а для полировки – гладким концом. Проволоку они протягивают через отверстие соответствующего размера. Они же и сами куют серебряные пластинки. Плавят они серебро в железных сосудах.
И. Г. Георги указывает еще на один технический способ обработки металлов – технику воронения железа и чернения серебра. Оба процесса производились одновременно после сварки серебряной насечки с железом, для чего готовые изделия подвергались повторному накаливанию в горне и полировке с втиранием в поверхность нагретых металлов пылинок гашеного древесного угля. Таким образом, железо воронилось, а серебро чернилось.
В этнографических очерках «Народы Сибири» технология насечки описана следующим образом: вырезанные по трафарету тонкие серебряные или золотые пластинки размещали на раскаленных полосах железа и мягкими ударами молоточка вгоняли в железо, после нового прокаливания протирали изделия углем, что придавало им большое изящество.
Существует три типа набивной насечки, или таушировки, выделяемых по принципу технологического приема: листовая, ленточная и проволочная. Каждый из этих типов соответствует трем последовательным этапам развития данной биметаллической техники.
Листовая – рисунок вырезается целиком или по частям из листового металла. Рисунок накладывается на насеченную поверхность и вбивается молотком. Для более плотного закрепления рисунка на изделии он дополнительно рассекается зубилом. Листовая насечка является наиболее ранним типом этой техники, причем листовая таушировка прошла определенный путь развития от сплошного покрытия поверхности листом серебра до декорирования предмета узором, отдельные элементы которого вырезались из серебряной фольги.
Ленточная. Технологически очень близкой к листовой насечке является насечка ленточная. Изготовляли тонкие полоски, отрезанные от раскованного золотого или серебряного листа. Исходя из более сложной технологической идеи – разрезания листа серебра на полосы – можно говорить об этом типе таушировки как о следующем этапе в развитии данной техники. Возможно, что в какой-то момент синхронного существования листовой и ленточной насечки освоенный прием разрезания серебра мог инспирировать идею вырезания узора из листового серебра и тем самым оказать влияние на дальнейшее развитие листовой насечки.
Следующая стадия развития техники насечки – появление волоченной проволоки. Она значительно отличается от ленточной таушировки не только способом изготовления проволоки, но и способом ее наложения на рисунок. При этом методе нет необходимости заготовлять элементы рисунка заранее, по частям. Проволоку укладывают непосредственно с мотка и отрезают. Волочение проволоки появляется значительно позднее, чем раскатка серебра в лист, поэтому проволочная насечка как исторически, так и генетически замыкает последовательный ряд выделенных типов набивной таушировки.
Материал показывает, что проволока постепенно вытесняла листовое серебро. Долгое время ее использовали в сочетании с ним, и эта как бы промежуточная стадия сохранилась в художественном металле многих народов до начала XX в. Близкое родство на этом уровне развития техники проявляется в произведениях алтайских и киргизских мастеров. Листовым серебром в этом случае покрывалась центральная часть пластины, а по периметру размещался простой геометрический орнамент (зигзаг), выполненный волоченной проволокой. Этот же прием широко распространен в художественном металле западных бурят, но здесь центральная часть пластины покрывалась ленточным серебром, что придавало ей определенный этнокультурный характер.
Мастер, выполнявший работы из волоченной проволоки, назывался шаблаад хэдэг дархан. Для волочения проволоки нужного сечения использовалась металлическая дощечка (шаб) толщиной 2-3 мм с множеством (от 30 до 50) отверстий различного диаметра. Самое крупное волочильное отверстие равнялось приблизительно 3 мм, остальные постепенно уменьшались в размере, доходя, в конечном счете, всего до 0,2 мм в диаметре.
Серебро, которое идет на волочение, должно быть высокого качества, отвечать требованиям мягкости, ковкости и тягучести. Сначала серебро подвергалось плавлению, затем ковке до тонкой пластины толщиной 2-3 мм. Полученная заготовка разрезалась по спирали в непрерывную ленточку шириной 2-3 мм, после чего она выпрямлялась, а образовавшиеся ребра и неровности слегка сглаживались слабыми ударами небольшого молотка.
Подготовленный конец нагретой заготовки подгонялся в самое крупное отверстие и протягивался через него плоскогубцами (хабшуур). Эта операция проделывалась несколько раз, постепенно доводя до необходимого отверстия. Отверстие перед каждым волочением обрабатывается маслом. Для этой цели хорошо подходил козий жир (ямаанай өөхэн), который, быстро остывая, препятствовал резкому спаду температуры в местах соприкосновения краев отверстий с проволокой. Вытянутую проволоку наматывали на цилиндрический стержень и, чтобы она не деформировалась, подкладывали под нее кусок бересты.
Волоченная проволока использовалась двумя способами: либо накладкой на металлическую основу (насечка), либо самостоятельно, в виде металлических ободков на женских височных украшениях предбайкальских бурят. Особенностью этих украшений являлись дополнения из кораллов (шүрэ).