- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Костюмный комплекс девушки периода полового созревания
Костюмный комплекс девушки периода полового созревания претерпевает кардинальные изменения. Во-первых, при сохранении прежнего цельного покроя рукавов, халат шили уже отрезной по талии и носили без подпоясывания кушаком. Летом девушки ходили в длинных летних халатах тэрлигах, зимой в дэгэлах. Во-вторых, меняется прическа девушки: она начинала отращивать косу hайбга, hабига. В-третьих, появляются украшения, свидетельствующие о наступлении периода полового созревания: медные или оловянные сережки в форме кольца гариха диаметром 8–12 см, колечки из того же металла, которые носили на указательном и безымянном пальцах (от двух до четырех), иногда перстень со вставкой из коралла. Носить кольца на среднем пальце считалось нежелательным, особенно если у девушки был старший брат. Появлялось нагрудное украшение гуу. Голову украшал ободок даруугла/татурга, выполненный из узкой полосы ткани, украшенный кораллами, бирюзой, янтарем, монетами. Коралл стоил дешевле, чем бирюза или малахит, еще дешевле был янтарь красного или желтого цвета. После революции эти украшения были самыми распространенными; из янтаря делали колечки, но чаще всего носили ожерелья.
Достижение брачного возраста и совершеннолетие символизировалось целым рядом изменений. Девушки Забайкалья, выходящие из подросткового возраста и пока еще не готовые к вступлению в брак, продолжали носить летом одеяние типа платья морин самса – длинное, с бортами, глухой юбкой, воротником-стойкой; борта и рукава украшались каймой. Девичьи дэли (басаган дэгэл, сомон дэгэл, hомон дэгэл) указывали на принадлежность девушки к роду отца. Они были того же покроя, что и мужские: туникообразные, с цельнокроеными рукавами, неотрезные по талии, с декоративным выступом на груди энгэр, длиной до щиколоток, подпоясывались матерчатыми кушаками, изредка встречались кожаные пояса. Летний тэрлик девушки носили без пояса.
Девушки западных родов надевали специальное головное украшение продолговатой стреловидной формы в виде сердечка – юбун/юбуу/юhуу, которое означало готовность девушки к вступлению в брак. Его прикрепляли на макушке и на височные косички, которые вначале заплетались на висках и затем сзади вплетались в основную косу на затылке. Встречалось оно у бурят Предбайкалья, в частности в Кудинских степях, а в Баргузинский край было занесено верхоленскими бурятами в XVII–XVIII вв.
Браслеты носили серебряные, иногда с коралловыми вставками, богатые использовали бирюзу и лазурит. Девушка отращивала длинную косу, которая спускалась вдоль спины. Косу всячески украшали. Если девушка собиралась на празднество наадан, к косе сверху вниз прикреплялись серебряные монеты: сначала – пять–шесть монет достоинством в 100 мγнгэ (копеек), диаметром примерно 12 см, затем – четыре–пять монет стоимостью 50 мγнгэ, диаметром 8 см, а еще ниже – монета-яншаа достоинством в 100 мγнгэ. Вместо яншаа в последние предреволюционные годы использовали монеты (достоинством в 100 мγнгэ) отечественного производства с изображением царя Николая. Монеты к косе привязывали тоненькими ремешками тамhан из кожи косули. В косу вплетали косоплетку из шелковой крученой нити гогшоо черного цвета. Украшение косы было сложным делом, поэтому девушка прибегала к чьей-либо помощи – матери, сестры, тети. В обычное время в косу, удлиняя ее, полагалось вплетать только косоплетку
У западных бурят девушка 16–17-летнего возраста на косу надевала наспинно-накосное украшение саажа. Украшение саажа было трех видов: шураг саажа, составленное из коралловых бус; тумэр саажа – из серебряных пластин с закрепленными на них редкими бусинками и уhэн саажа – из шелковых нитей черного цвета. Основу этого украшения составляла проклеенная в несколько слоев ткань или кусок кожи, которую обтягивали красным тонким сукном. На твердую основу пришивали коралловые бусы с металлическим ободком в пять рядов шураг саажа. Верхний конец саажа венчался продолговатой посеребренной пластиной, а нижний – пучками кистей из крученых шелковых ниток. Носили эти украшения в сочетании друг с другом или в два–три ряда. Украшение состояло из трех полос ткани (кожи), которые прикреплялись к головному убору (или волосам): две по обе стороны лица, закрывая виски, и одна сзади вдоль спины. В ширину эти полосы были около 10 см, в длину спускались ниже пояса, чуть расширяясь к низу. На них нашивали продолговатые металлические (серебряные) пластины прямоугольной формы примерно, 3х6 см, ничем не украшенные, нашитые в три ряда. Изготовлялись пластины посредством специальных технологических приемов, использовавшихся западнобурятскими кузнецами. Надевали такое украшение только молодые девушки 15–16 лет на молодежные вечерки-нааданы. Кроме того, на нааданы они заплетали до 20 косичек hабига, причем обязательно одна косичка плелась на макушке саажа, две на висках шанха, одна или три на затылочной части гэзэгэ. У агинских бурят заплетали восемь косичек, у селенгинских – пять. По мнению Р. Д. Бадмаевой, косички на висках были первым знаком отличавшим ее от мальчиков. Девушки у западных бурят вплетали в концы косичек серебряные монеты, шеленги, медные и оловянные кружочки. Девушки на выданье и невесты надевали украшение нархинсак, три куска кожи, обтянутые сукном, пришитыми металлическими серебряными пластинами.
К 16–17 годам родители старались обеспечить своих детей, особенно дочерей на выданье, одеждой и украшениями, соответствующими их возрасту. В девичьей одежде появлялись элементы, маркирующие гендер, а именно указывающие на готовность к вступлению в брачные отношения.