- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Меховые ковры
Кроме шерстяных орнаментированных ковров, тканых или вязаных, у западных бурят еще в употреблении были меховые мозаичные ковры — хубсары. В более отдаленные времена камасовые ковры играли известную роль в свадебных ритуалах эхиритских бурят, когда в числе прочего приданого невеста обязательно привозила в дом жениха хубсар, который вешался у кровати новобрачных.
В жилище хубсар чаще всего стлали на диване, кровати или лавке. Величина хубсара в основном соответствует длине и ширине той мебели, для которой он предназначен.
Художественный хубсар — плод длительного сбора нужного меха и кропотливого труда по сшиванию отдельных небольших кусков камаса и полосы, которые в свою очередь сводятся в ковер. Шерсть камаса, будучи короткой и плотной, отличается своим блеском, она обладает различной естественней окраской: белой, серой, желтоватой, коричневой, бурой, черной.
Декоративное решение хубсара разнообразно. Так, у эхиритских бурят свадебный хубсар состоял из центрального камасового поля и цветной суконной каймы, украшенной узорами и раковинами. Аларские хубсары либо лишены каймы совсем, либо имеют двухстороннюю или всестороннюю камасовую кайму, а также кайму из сукна. Хубсар без каймы имеет узенькую окантовку из материи или тонкого сукна.
Однако во всех случаях общим признаком множественных хубсаров является продольно-поперечно-полосовое и шахматное расположение кусков камаса, подобранных по окраске шерсти.
Цветовая композиция хубсаров строилась преимущественно на контрастном сопоставлении светлого и темного. В качестве светлого камаса использовался белый, серый, светло-коричневый и желтовато-золотистый; темного — черный, бурый, коричневый. Особенно сильный декоративный эффект имеют хубсары, в которых сопоставляются черные и белые куски камаса, составляющие гармонический контраст.
Помимо крупных ковров-хубсаров, существуют небольшие камасовые коврики различной формы. В старину, когда буряты еще вели кочевой образ жизни, эти коврики предназначались для сидения на полу войлочной юрты, так как ограниченная площадь жилища не позволяла ставить деревянную мебель. Впоследствии с переходом бурят к оседлости и строительством бревенчатых домов и юрт коврики с пола перешли на диваны, лавки, табуреты.
В отличие от хубсаров коврики шились из более мелких лоскутков камаса, тщательно подобранных по окраске и форме. Лучшие их образцы сочетают в себе и утилитарное и художественное качества, выступающие в неразрывном единстве.
Принцип цветового сочетания камасовых лоскутков при сшивании состоит в чередовании светлого с темным. Узорная композиция отличается той же простотой и ясностью.
Не менее красивы камасовые подушки — дэрэ. еще сохранившиеся у аларских и других западных бурят. Отделка их также отличается тщательностью и творческой выдумкой. Применение белого, серого и дымчатого камаса и чрезвычайно тонкий подбор тонов окраски меха делают эти бытовые вещи изысканно нарядными.
Использование камасового материала не носит беспорядочного характера, результатом чего явилось бы случайное, хаотическое сшивание отдельных его кусков полосы, клинья и, наконец, в целое. Напротив, камас подбирается строго по окраске шерсти с тем, чтобы при окончательном сшивании заготовленных полос или клиньев—частей хубсара или коврика — получилось правильное расположение всех кусков или лоскутков камаса в виде декоративных пятен, дающее определенную симметричную или ритмическую композицию.