- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Обработка кожи и меха
ОБРАБОТКА КОЖИ И МЕХА это вид производственной деятельности, имеющий целью получение из шкур животных материала, пригодного для хозяйственных и бытовых нужд (главным образом для изготовления одежды, обуви, посуды, утвари, конской упряжи и т. д.).
Процесс О. к. и м. заключается в очищении шкуры от мяса, жира, а также мездры (подкожной клетчатки) и придании ей, механически и химически воздействуя на нее, желаемых качеств: мягкости, прочности, эластичности, водонепроницаемости, цвета и т. д. В результате получают кожу (выделанная шкура с удаленным волосяным покровом) или мех (выделанная шкура с сохраненным полностью или частично волосяным покровом). Возникновение О. к. и м. связано с хозяйственной деятельностью древних охотников. Наиболее ранние археологические свидетельства О. к. и м. относятся к верхнему палеолиту.
Вполне вероятно, что кремневые скребки — один из древнейших видов орудий труда, изобретенных человеком, — использовались для выскабливания шкур. Возможно, что они прикреплялись к деревянным ручкам. Большая работа, требующаяся при выделке шкур и продолжительность употребления этих орудий могут служить объяснением повсеместному распространению кремневых скребков начиная с верхнепалеолитического времени и до раннего железного века. Вероятно, что уже в каменном веке для О. к. и м. использовались также орудия из других материалов. Например, имеется значительное типологическое сходство между европейскими неолитическими орудиями из оленьего рога и костяными орудиями, применяемыми эскимосами. Небольшие треугольные лезвия из кости с 2-мя отверстиями для прикрепления рукоятки (поселение михельсбергской культуры в Швейцарии) аналогичны эскимосским скребкам для соскабливания шкур. Костяные гребни из оленьего рога из неолитических поселений Европы (Англия, Бельгия) имеют некоторое сходство с гребнями эскимосов, употреблявшимися для удаления волос со шкур. Есть основания предполагать, что уже в неолитическое время были известны химические способы О. к. и м.
Совершенствование О. к. и м. связано с развитием скотоводства, выделением у многих народов данного процесса и отдельных его этапов в качестве самостоятельных ремесел, повсеместным распространением фабричного производства кожи и меха. О. к. и м. имеет региональную и этническую специфику, обусловленную, прежде всего, хозяйственно-культурными и экологическими факторами и проявляющуюся в предпочтительном использовании того или иного сырья для выделки, в способах и орудиях обработки, в видах получаемой продукции и способах ее использования, в особенностях обрядов, сопровождающих О. к. и м. у некоторых народов. Этнографические аспекты О. к. и м. изучаются в связи с домашним и ремесленным производством.
Основными видами кожевенного сырья являются шкуры рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, верблюдов, ослов, некоторых видов рептилий. У народов Северной Азии главным сырьем служат шкуры оленей, у ряда африканских народов — шкуры антилоп, газелей, шакалов. Некоторые рыболовческие народы (Нижнего Амура, Сахалина и др.) и морские зверобои (чукчи, коряки и др.) использовали для обработки кожу рыб и морских животных.
Процесс О. к. и м. у большинства народов включает ряд последовательных операций: 1) подготовительных (преддубильных), 2) дубильных, 3) отделочных.
Подготовительные операции следующие:
1. Замачивание шкур в воде, имеющее целью удаление грязи, жира, а также их размягчение.
2. Удаление мездры механическим путем — соскабливанием специальными инструментами: каменными, костяными или металлическими скребками. Для традиционных культур большинства народов характерно использование различных видов скребков. Например, нганасаны используют три вида железных и, один вид костяных скребков неолитического типа. Каменные и костяные скребки у многих народов Сибири, Америки, Африки имеют сходство с древнейшими орудиями каменного века. Приемы использования скребков у разных народов существенно различаются.
Нередко соскабливанию мездры предшествует первоначальное квашение обработка шкур квасильными растворами или кисломолочными продуктами.
3. Отделение волоса от шкуры (в том случае, если изготовляют кожу), для чего часто производится рыхление путем замачивания ее в растворах извести либо веществ, содержащих известь (птичий помет, собачий кал и др.), или посредством припаривания (швицевания), когда шкуры складываются так, чтобы мясные стороны прилегали одна к другой, в результате чего происходит брожение и выделяется аммиак, оказывающий на шкуру размягчающее действие.
4. Удаление волоса производится механически, с помощью особых ножей или скребков, а также путем расчесывания специальными гребнями. Некоторые африканские народы используют для удаления волос толченый песчаник.
5. Бучение — удаление извести, оставшейся в коже после рыхления, путем замачивания в различных квасильных массах (ячменной, дрожжевой и пр.). Распространено у русских и ряда других европейских народов.
6. Пикелевание — обработка шкур раствором поваренной соли и кислот для придания коже мягкости и эластичности. Распространено в большинстве европейских стран и на Ближнем Востоке.
7. Сушка, которую производят в помещении или на открытом воздухе, на солнце или в тени, развешивая или раскладывая шкуры на земле, растягивая их при помощи специальных приспособлений (например, деревянных рам).
В результате преддубильных операций получают голье, служащее сырьем для дубления или же для выделки особых сортов недубленых кож, в частности, пергамента, сыромяти (сыромятных кож), широко используемой разными народами для бытовых и хозяйственных нужд (для изготовления ремней, шорно-седельных изделий и т. д.). Сыромятные кожи требуют особых приемов выделки. Обычно их получают, обрабатывая гольё жировыми веществами. У ряда народов Юго-Восточной Азии сыромятные кожи (для получения ремней) кипятят в соленой воде, натирают нефтью, сушат. Для обработки отдельных видов сыромятных изделий некоторые народы (в частности, народы Северной Азии) употребляют кожемялки.
Дубление — обработка голья дубильными веществами, оказывающими химическое воздействие на свойства кожи,— известно, по крайней мере, с неолита. Различают дубление растительное, минеральное, комбинированное, жировое, альдегидное. В условиях домашнего и ремесленного производства у большинства европейских народов было распространено дубление растительное, для чего использовалась дубильная кислота, получаемая из коры дуба, ивы, из чернильных орешков, корня калгана и др. При этом гольё пересыпали послойно измельченными дубильными материалами (сыпочный способ) и помещали в специальный чан на длительный срок (иногда до двух лет). Сыпочный способ растительного дубления был известен в Древнем Египте. Другой распространенный способ растительного дубления заключался в использовании системы чанов (соковый ход) с постепенно возрастающей концентрацией дубильных веществ. В России с древнейших времен было распространено дубление с помощью кислых хлебных растворов — квасование. Кочевые скотоводческие народы Европы и Азии использовали в качестве дубильных веществ кисломолочные продукты, в которые добавляли куски гнилого дерева, чай, вареную печень животных или рыб (алтайцы, хакасы и др.), соль (калмыки, буряты, монголы и др.). Приготовленной кашицей обмазывали обрабатываемую шкуру и оставляли ее в таком виде на сутки и более. Народы севера Сибири до недавнего времени практиковали примитивные способы дубления, используя в качестве дубильных веществ мочу или внутренности животных, чаще всего вареную оленью печень, тщательно разжеванную либо растертую, рыбьи потроха (северные якуты, чукчи, коряки, эвенки, эвены и др.), олений мозг (нганасаны), перетопленную рыбью желчь (селькупы).
Дубление обычно сопровождалось механической обработкой кожи. Ее мяли руками, ногами, использовали для этого специальные орудия — кожемялки. Кожемялками повсеместно служили металлические и деревянные рубчатые скалки и скобели; скотоводы Азии для разминания шкур крупных животных пользовались особым приспособлением в виде бревна с вильчатым вырезом посредине и зубцами по краю внутренних стенок (тувинцы, алтайцы, хакасы, киргизы и др.), известны кожемялки с рычагом в виде механически вращающихся конструкций (буряты и др.) и т. д. У некоторых народов разминание кож производилось как ритуальное действо. Например, у банту шкуры быков разминали группы мужчин под звуки хорового ритуального пения.
Некоторые народы Сибири, Африки, Океании не знали способов дубления.
Отделочные (последубильные) операции включают отделку, очистку, растяжку, окрашивание, орнаментацию кожи, окраску и расчесывание меха и пр. У многих народов для того, чтобы придать коже водонепроницаемость и устойчивость к гниению, практиковали дымление (окуривание) кож, которое производили в специальных помещениях или над костром, раскладываемым в яме (калмыки, тувинцы, монголы и др.), над очагом чума или над дымовым отверстием чума (народы севера Сибири), под землей (народы Центральной Азии) и т. д. Для окраски кожи у большинства народов традиционно использовали сажу, смешанную с маслом или жиром (черный цвет), охру или красную глину (коричневый цвет), настои из ольховой коры с золой (коричневый цвет — якуты, эвенки и др.), кожуру граната (темно-коричневый цвет — народы Северной Африки) и др. Для подкрашивания меха — люстрирования — использовали растворы ляписа (Россия и другие европейские страны).
В результате обработки кожи получают различные ее сорта, свойства которых определяются характером сырья и методикой выработки. Наиболее известны следующие сорта дубленых кож.
Замша — кожа жирового дубления с удаленным лицевым слоем. Для получения замши используют различные жиры, чаще всего тресковую ворвань и рыбий жир. Изготовление замши издревле известно земледельческо-скотоводческим народам Азии, Европы, Африки, Америки. Замшу лучшего качества — ровдугу — выделывают из шкур оленя или лося. Изготовление ровдуги — традиционное хозяйственное занятие оленеводов Северной Азии (тунгусы и др.).
Юфть — «русская кожа» особой выделки, изготовленная из коровьих и телячьих шкур.
Лайка — кожа, обладающая большой тягучестью и пластичностью, вырабатываемая из овчины, козлиных шкур, шкур собак и диких коз. Для производства лайки характерен лайковый способ дубления с использованием лайкового обжога — особой смеси алюминиевых солей и яичного желтка с добавлением поваренной соли и пшеничной муки.
Сафьян — кожа растительного дубления, выделанная из шкур овец или коз, окрашенная в яркие цвета. Сафьян изготовлялся в Малой Азии, в России со времен Древнерусского государства, позднее — в странах Западной Европы. В XIX в. особой известностью пользовался французский сафьян.
Генезис и типология способов и орудий О. к. и м. в этнографии не разработаны.
В настоящее время традиционные способы О. к. и м. повсеместно заменяются фабричными.
Автор статьи Банаева Виктория Андреевна