(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Обувь

Конструктивные особенности бурятской обуви эрмэгтэй гутал показывают, что они восходят к самобытным прототипам. Все разнообразие бурятской обуви Р. Д. Бадмаева свела к двум основным типам покроя: поршне- и башмаковидный. К первому типу относится обувь, основу которой составлял поршень олообши – кусок кожи овальной формы, стянутый в носочной и пяточной частях, образующий подошву и формирующий головку обуви.

Ко второму – башмаковидному типу – относится обувь с выкройной подошвой по форме ступни, голенищем и головкой или голенищем и носком с союзками [Бадмаева 1987, с. 81, 82]. Союзки и голенища шальпагар бурятского сапога кроят из двух симметричных половин из юфтевой кожи или из плиса. Голенище закрывает всю голень, и его ширина одинакова в верхней и нижней частях. Союзки жесткие, наглухо пришиты к голенищу, ноговицы отсутствуют, подошва толстая, негнущаяся, с войлочной прокладкой и подшитой кожей. У восточных бурят жесткий носок тангалай слегка загнут вверх. Подошва нашивается на союзку с рантом, сборок на союзке нет. Запятники, носки и голенище декорировались аппликациями из кожи в виде хищной птицы, а также завитков и замкнутого узла. У западных бурят практиковалось носок нарядной обуви из плиса или толстого сукна черного цвета вышивать. Узоры выполняли по контуру одинарным или двойным тамбурным швом, гладью либо «крестом» [Там же с. 84–85]. Женская обувь по покрою и назначению не отличалась от мужской. Она делалась лишь несколько изящней, легче. Обувь состоятельных людей выделялась богатством отделки и материала. В обуви бурят нашли отражение достижения декоративно-прикладного искусства, они обладают неповторимым национальным своеобразием. Особенно красиво в старину оформляли женские сапоги, некоторые образцы праздничной обуви являются подлинными произведениями народного искусства: как правило, их шили из цветной кожи и украшали по союзкам и голенищу аппликациями из кожи или узорным шитьем шелковыми или шерстяными нитями [Кочешков 1973, с. 80]. Украшению женской обуви придавалось большое значение у предбайкальских бурят – вышивали носок, шов соединения головки с голенищем и верхнюю часть голенища («тамбуром», гладью или «козликом». Использовали шелковые нитки желтого, красного, зеленого, оранжевого, синего и бордового цветов [Тумахани 1970, с. 14]. Орнамент на унтах с приподнятой вверх подошвой и острым носком, распространенный только в Забайкалье, относится к центральноазиатскому типу, у бурят Предбайкалья – к южносибирскому. Вышивка на их обуви имеет близкие аналогии с орнаментом качинцев, якутов, алтайцев и других тюркоязычных народов Южной Сибири [Бадмаева 1987, с. 84].

Кроме того, буряты Предбайкалья шили из мягко выделанной кожи лошади hарьhан специальную обувь на сезон покоса туурабша. Эта летняя обувь состояла из трех частей: короткого голенища, носка и союзок из сыромятной кожи. Подошву делали также из сыромятной яловой кожи ухэри арhаар удэттихэ. Повседневную теплую рабочую обувь изготовляли чаще всего из конских, изюбревых, косульих камусов.

У бурят Предбайкалья признаки территориально-племенной принадлежности носителя сохранились больше всего в обуви. В Качугском и Эхирит-Булагатском районах Иркутской области носили башмаковидную обувь с широкой головкой и прямосрезанным мысиком. По внешнему виду она близка к поршневидной обуви. В других районах Иркутской области подобная обувь не встречалась. Обувь бурят Боханского района более изящна, головка зауженная, удлиненная, с фигурным мысиком. Узкий и длинный носок унтов несколько приподнят (формируется при ходьбе) [Бадмаева 1982, с. 36]. Надо сказать, что еще П. П. Хороших отмечал унты западных бурят гутухан, годоhон как очень удобную и легкую обувь. «Они имеют вид полусапог и шьются из дымленой бараньей или телячьей кожи с подошвой из шеи гурана. Иногда у унтов делается невысокий каблук угэhээ из одного или двух слоев подошвенной кожи. В редких случаях унты поверх кожи обшиваются плисом или сукном темного цвета» [Цит. по: Тугутов 1958, с. 129]. К XX в. у зажиточных западных бурят все чаще встречались фабричные сапоги из хрома, со «скрипом» – варшавские, а у женщин – ботинки, сапоги с каблучками – сабьяа [Фольклор Курумчинской …, 1999, с. 125] и туфли. Они были сшиты очень аккуратно, на маленьком каблучке, с подошвой из дубленой кожи. Стоимость таких сапог равнялась стоимости бычка-трехлетки. В Иркутске также покупали сапоги под названием хунгуурска (венгерские) [Историко-культурный атлас… 2001, с. 317].

Разнообразная хозяйственная деятельность бурят способствовала сохранению наиболее архаичных форм обуви и формированию более поздних видов сложного покроя. Она же определяла и материал изготовления. Поршневидная обувь сохранилась у бурят Предбайкалья в качестве рабочей, а в Забайкалье – только как детская. В целом у восточных бурят обувь была не так удобна для ходьбы, быстро изнашивалась, поскольку, как и у монголов, больше предназначалась для стремян.

Кроме основной обуви, западные буряты носили ноговицы и наколенники. Ноговицы служили в качестве производственной части обуви, например, при рыбной ловле, охоте. Их делали из камусов, снятых с ног бычка. При достаточной ширине нижний конец зашивали (мешком) или подшивали куском кожи, образующей подошву и головку. Камусы надставляли, ноговицы делали высокими, выше колен. Завязочками, прикрепленными к верхнему краю, подвязывали их к поясу штанов. Внизу перевязывали у лодыжек.

Наколенники убдэгшэ в виде куска кожи, утепленного войлоком, были в употреблении у охотников за нерпой на Байкале. Его делали на кожаной основе с нашитым сукном. Сверху наколенники покрывали металлическими бляхами, а центральную линию выделяли крупными (защитными) бляхами. На месте коленного сустава прикрепляли крупную пластину сложного контура. К нижнему краю прилегали две стальные пластины меньшего размера. Они были выпуклыми по форме, очевидно, для плотного прилегания к ноге. Раньше подобные наколенники были частью воинских доспехов воинов-охотников [Бадмаева 1987, с. 85–86].