- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Одежда первого года жизни
Когда ребенок подрастал и начинал делать первые шаги, ему шили комплект верхней одежды, «рубашки и штанишки, одинаковые (курсив наш – Д. Н.) для мальчиков и девочек» [Басаева 1980, с. 93]. Пока ребенок не умел самостоятельно оправляться, на штанах делали разрез для мочеиспускания и испражнений. Родители старались шить детям новую одежду уже из новой ткани, которую дарили родственники. Таким образом, через данный тип одежды производилось дальнейшее включение новорожденного в человеческое сообщество: эта одежда была первым актом придания ребенку человеческих признаков. Одновременно она акцентировала идею принадлежности его в этом мире к роду отца и выполняла функцию оберега по отцовской/мужской линии.
Что касается семантики нового. Дарение новой одежды происходило обычно на празднике малаангуд, который проводили родители для родственников и соседей. Как на любом обряде перехода, здесь фиксируются три этапа: изъятие неофита (ритуальная смерть), наделение его новыми качествами и внедрение его с этими качествами и свойствами в социум. Таким образом, одежда из такой ткани символизировала интегрирование ребенка в статусе человек (хун) в родственный коллектив.
Рассматривая более детально элементы комплекта одежды первого года жизни, мы выделяем рубаху, обозначаемую различными терминами: самса, куваньхи, и заимствованными из русского языка урбаахи (в Курумчинской долине), армаахи урмааси (боханск.), урмаати, урмаахи (окинск.), и штаны (gмдэн, у балаганских бурят аса). Данный комплекс был обязательной частью мужского и женского костюма. Меняясь только в размерах, он сохранялся до конца жизни человека, выполняя защитные и определительные функции (человек) в виде нижнего белья.
Одежда ребенка 3–4-летнего возраста состояла из цельнокроеного туникообразного халата без плечевого шва эрэ дэгэл, дэгэл, локальное название верхней одежды у западных бурят – хормойтой дэгэл, подпоясанный мягким матерчатым поясом бэhэ, бγс. Дэгэл шили по лекало мужской одежды2 соответствующего размера. Но в ней отсутствовали такие важные атрибуты как пуговицы и петельки, что служило свидетельством непроявленности половых признаков. Гендерную семантику данных аксессуаров в традиционном костюме рассматривает И. В. Кузнецов (1995): «каждому «женскому» соответствует «мужской» и наоборот: vagina и clitoris и т. д. Список таких бинарных оппозиций можно продлить за счет привлечения компонентов и периферийных элементов комплекса одежды: голова и шапка; рука и рукав; нога и штанина, обувь; пуговица и петля. Противопоставляемые в них члены ассоциируются с «мужскими», «целостными» и «женскими», «ущербными» знаками» [Там же с. 68 – 69]. В одежде ребенка их заменяют пришитые полоски тесьмы или вязочки. Данный элемент сохраняется до наших дней в костюме шэнэхэнских бурят. Информатор объяснила это боязнью поранить пуговицами нежное тельце ребенка [ПМА, 1998].
Однако в одежде детей указанного возраста появляется важнейший элемент костюмного комплекса – пояс. Известно, что с древнейших времен пояс/кушак рассматривался как многофункциональный, магико-сакральный атрибут3. Во-первых, он выполнял функцию защиты ребенка предками со стороны отца. Например, у славян существовал «обряд входа в новый дом: сначала входил хозяин, и за пояс втягивал в дом всех членов семьи». Во-вторых, пояс способствует благополучию и удаче тому, кто его носит, благодаря сакральной защите предков отца. В-третьих, указывает на очередной этап приобщения ребенка к этому миру. Пояс был знаком принадлежности к социуму [Традиционное мировоззрение тюрков… 1988, с. 183], его появление в одежде ребенка маркирует следующий этап о-человечения. Как уже упоминалось, в мифологии тюрков Саяно-Алтая пояс, повязанный на талии был основным отличием людей среднего мира: те, кто обитает в небесной сфере носит пояс на уровне подмышек, жители нашей земли подпоясываются по талии, а люди подземелья носят его на уровне паха [Дьяконова, 1976, с. 276]. На данном этапе ребенок все более теряет черты принадлежности его к иному миру. Он начинает ходить, говорить, лишается внутриутробных волос и т. д. Становясь человеком (обитателем срединного мира), он должен защищать наиболее уязвимые сакральные части своего тела, связанные с понятием вход/выход, например, пуповина, подмышки и пр. Для человека срединного мира область пуповины была жизненно важна, а вещественным маркером телесного центра, пупа, являлся пояс [Традиционное мировоззрение тюрков… 1988, с. 182].