- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Одежда замужней женщины. Часть 1
С замужеством женщины меняется не только костюмный комплекс. Появляется строгая его регламентация: «Ни одна замужняя женщина не могла показаться без безрукавки и шапочки».
Рубахи. Женские рубахи более раннего времени были из шкур, короткие, плотно обхватывающие тело, доходившие до верха штанов [Хангалов 1888, с. 9]. К концу XIX – началу XX в. распространились удлиненные до колена рубахи, прикрывавшие короткие женские штаны. Нательная одежда летом одновременно служила и домашним платьем, поверх которого надевали безрукавку или платок. Н. М. Астырев, путешествовавший в конце XIX в. по Иркутской губернии сообщает: «В бывшем Идинском ведомстве некоторые женщины, особенно старухи, носят летом штаны до колен и мужские рубахи поверх – больше ничего…». В Предбайкалье бытовала рубаха глухого покроя с прямым разрезом у горловины. Кроилась из перегнутого пополам полотнища ткани. Заха, также далгабша “ворот” делали прямым и низким. Но чаще вместо воротника горловину просто окантовывали. Разрез горловины обрабатывали планкой либо делали завязки у горловины.
Платья палаати встречаются только у предбайкальских бурят. Можно предположить, что это результат влияния их соседей, тюркских племен, которые, в свою очередь, могли позаимствовать ее у русских старожилов. Н. М. Астырев писал о платьях западных буряток: «Кудинцы, идинцы и другие одеваются очень просто… Женщины одеваются также весьма просто и безвкусно: платье ситцевое или шерстяное, в виде блузы, без талии, доходит до щиколоток…». Исследователями XIX в. будничный костюм женщины «минусинских и ачинских инородцев» (хакасов) описывался как состоящий из длинной рубахи и нижних штанов. Причем эта длинная широкая рубаха по своему внешнему виду очень напоминала платья западных бурят и якутов, а также обнаруживала аналогии с одеждой русского старожильческого населения Сибири6 [Бадмаева 1987, с. 96]. Широкому распространению этого компонента костюмного комплекса в Предбайкалье способствовали тесные товарно-денежные отношения с русским населением и деятельность православной церкви – новообращенным при крещении дарили русскую одежду. Отражение этого явления нашло место в песне западных бурят: …Улан армаахи угэhэн отец Платондо баяртайбди… – «За то, что красную рубаху нам дал, отцу Платону мы благодарны». Однако Р. Д. Бадмаева отмечает, что бурятки шили и носили платье и прежде. Она выделяет три типа платьев: к первому типу относится халадай (халаада). Это просторное платье на кокетке без плечевого шва, к которой пришивались два полотнища ткани (6–8 см). Длина кокетки спереди была чуть короче, чем сзади. Линия кокетки иногда была полукруглая и спереди, и по спине (у боханских бурят). Манжеты, воротник и плечевая кокетка изготавливались из другого материала. Плечевая кокетка часто вышивалась шелком. На платья иногда нашивали накладные карманы, они были на подкладке. У боханских бурят платья на кокетке имели общее название тэжээтэ платье. Длина платья доходила до щиколотки. Рукава – прямые неширокие, окаты рукавов собирали в складки (до 3-х у боханских бурят, иногда пришивали манжеты. Воротник был отложным или «стойка». Лиф сээжэ и подол хормой богато украшались. «Спереди на кокетке был разрез. Подол украшали полоской ткани». Рукава иногда делали составными: в верхней части широкий окат стягивался в «фонарик», к которому пришивалась более узкая нижняя часть, украшенная иногда 8–10 пуговицами из жемчуга, серебра или бронзы. Халадаи – летняя верхняя одежда, шили из плиса и других материалов черного, синего, желтого или красного цвета, с воротом из того же материала. Их делали на подкладке. В конце XIX в. бытовал и другой вариант этого платья – распашной. Однако, первый вариант, по мнению Р. Д. Бадмаевой, был более старинный и встречался чаще среди верхоленских бурят [1987, с. 56].
Ко второму типу относится булууза. Аналогичное по покрою туникообразное платье на кокетке, с подолом, собранным в редкие и мягкие сборки, с подкройными проймами, с отложным воротником, пришедшим на смену воротнику- «стойке». Рукава были прямые и неширокие, окаты рукавов собирали в складки. Спереди на кокетке в качестве украшения нашивались пуговицы, хотя застежка обычно располагалась сзади. Но все зависело от конкретной мастерицы – иногда застежка и разрез были спереди и обрабатывались планкой. Планка всегда была длиннее кокетки; на платья пришивали нечетное количество пуговиц (3–5 шт.). Бытовало у боханских и балаганских бурят. В приданом каждой девушки их должно было быть 3–4. В монографии Р. Д. Бадмаевой представлена схема кроя булуузы с разрезом спереди от горловины до подола и с отделкой по центральному переднему шву и подолу. Рукава заканчивались манжетами.
Первые два типа платьев, как уже отмечалось, были аналогичны по конструкции – туникообразные, выкроенные из перегнутого посредине куска ткани. Халадай и булууза, изготовленные из шелковых тканей с богатой отделкой, были праздничным вариантом одежды, а изделия из простых хлопчатобумажных материалов – будничным. Поверх платьев накидывали безрукавку или платок. В Забайкалье же роль домашних платьев исполняли рубахи – глухие или распашные.
К третьему типу можно отнести сарпаан, который распространился в начале XX в. среди молодых женщин и девушек. Бурятский сарафан как пальто, только тонкое, без меха, отделка была из бархата. Это – прямое или расширяющееся книзу верхнее платье, распашное (с застежкой по центру), с подкройными проймами и втачными рукавами. Широкие у основания рукава сужались к запястью. Низ подола, концы рукавов, передний разрез одежды и иногда воротник украшали оборками или позументом, приобретенным у русских купцов; но более старинными вариантами были отделки из цветной полоски ткани, меха выдры, узорной тесьмы.
У замужних женщин сарпааны отрезные по талии. В Этнографическом музее Бурятии представлено подобное верхнее платье из светлого шелка: юбка сарпаана заложена в складки. Прямой разрез спереди, застежка на пуговицах. Вдоль разреза на груди, по подолу и низу рукавов сарпаан отделан нашивками черного плиса. Требуховский отмечает что «северные бурятки летом носили сарафаны. Сарафан шился так: к кокетке пришивались сборкой длинные расклешенные полосы. По низу сарафан оторачивался мехом (бобром), повыше бархатом или шелком утаhан. По правой стороне сверху вниз сарафан расстегивался, как пальто. Вдоль застежки тоже оторачивался лентой или полосками шелка. Сарафан шили как наряд для особо торжественных дней: свадеб, религиозных обрядов, выезда в гости в другой улус». Платья носили поверх рубахи. С появлением и распространением платья рубаха, как и штаны, в начале XX в. повсеместно превращается в нательную одежду. В конце XIX – начале XX в. в Предбайкалье были также распространены одно–, двубортные пальто европейского типа [Бадмаева 1982, с. 31].
Важным маркером костюма замужней женщины является отсутствие пояса.7 У бурят замужняя женщина называлась бэhэ γгы – “беспоясная”, а мужчина обозначался как бэhэтэй хун – “человек с поясом”. У монголов женщину также именовали “беспоясной” – бγсгγй. Это слово употреблялось даже чаще, чем эмэгтэй «женщина». Дореволюционные исследователи указывали: «замужние женщины бурят и монголов поясов не носили так же, как и хакаски».
Сохранялся пояс, правда условно, лишь у эхириток в отрезной по талии безрукавке дэглээ в двух видах: а) имитация пояса выражалась горизонтальной полосой с нашитыми на нее монетами и спускающейся бахромой; б) втачной пояс, поверх которого накладывался наборный (из металлических прямоугольных пластин.