- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Одежда замужней женщины. Часть 2
Безрукавка. Следующим обязательным элементом костюма замужней женщины была безрукавка дэглээ, дэгэлээ, дэгэлэй дабхаса, хубайси, хупаатхи – наиболее этнодифференцирующий элемент, детали которого имеют ярко выраженное символическое значение. Одно из первых сведений об этой части одежды мы находим в записях участника Сибирской академической экспедиции XVIII в. И. Г. Георги: «Долгое платье, которое большей частью надевается на голое тело, делается из сукон или шелковых материй, с накидными полами, опушается мехом, подпоясываются оне шелковыми поясами или же носят через плечо наподобие перевязи, богатый шелковый кушак, сверх платья иногда надевают короткую узкую и красивую душегрею». В продолжение он пишет о нарядной безрукавке: «…вошло в употребление носить сверх кафтанов маленькие душегрейки, коих спинки испещрены змеиными головками, бисером, шнурками и брякушками». Безрукавки были праздничные и будничные. Их надевали при выходе из дома поверх шубы, халата; а в домашней обстановке – поверх рубахи и штанов или платья. Материалом для изготовления служили шелк, хлопчатобумажное полотно, сукно, замша, в зависимости от назначения и социального положения семьи. В старинных образцах этого вида одежды лиф изготовляли из замши, низ – из тонкого сукна. Обычно делались на подкладке.
Существовали два основных типа безрукавок: 1) короткая и моделируемые на ее основе варианты с пришивной юбкой и 2) неотрезная – цельнокроеная, расклешенная.
Дэглээ (дэгэлээ, дэгэлэй дабхаса) – это локальные названия длиннополой безрукавки, распространенной у верхоленских и эхиритских бурят в Предбайкалье (в Качугском, Ольхонском, Эхирит-Булагатском районах), а также в Забайкалье у баргузинских бурят. Нижняя часть дэгэлээ собиралась в сборку так же, как и у дэгэла. Материалом для изготовления служили шелк, сукно или хлопчатобумажная ткань. На места соединения лифа и нижних полотнищ безрукавки нашивались чеканные металлические подвески оноо прямоугольной или ромбовидной формы. Длиннополые безрукавки у бурят Забайкалья и Предбайкалья,8 отличались длиной, оформлением горловины и декоративной отделкой. Если у восточных бурят безрукавки (с пришивной юбкой) были практически одной длины с халатом, то у западных бурят они всегда были немного короче (примерно на ширину отделки подола у халата). В оформлении горловины различие состояло в том, что у восточных бурят, как правило, она была круглой, в то время как у западных – мысиком или же горловина практически отсутствовала, линия горловины спинки от плечевого шва плавно переходила в линию борта.
Вообще традиционная праздничная одежда по возможности шилась из тканей с каким-либо декором, она была обязательно красочной. Сочетая красный, синий, желтый, черный, оранжевый, зеленый и другие цвета, бурятские женщины создавали выразительную красочную композицию комплекса одежды. В вышивках цвет узоров и фон составлял полнокровный, звучный колорит. Наряду с цветом большая роль также отводилась орнаменту. В декоративном украшении безрукавок использовали как рисунки самой ткани, так и тесьму. Места соединения верха и низа безрукавок, пройму, спинку, вырезы ворота, груди окаймляли полосками тонкого черного сукна с нашитыми монетами, достоинство и количество которых зависело от материального благосостояния носителя. Иногда вместо монет пришивались круглые перламутровые пуговицы или круглые металлические бляшки. Полоски черного сукна по линии соединения лифа и подола нашивались по-разному: спереди – узкие, на спине – широкие. Отдельно на спине по линии талии нашивались металлические подвески оноо. По разрезам нашивались серебряные или золотые монеты (у богатых), а у тех, кто победнее (особенно у эхиритских бурят) нашивались прямоугольники из латуни, двух размеров: маленький и большой, опять маленький и опять большой, которых местное население называло польским серебром. Иногда слева спереди привязывали или пришивали сумочку для денег (больше для украшения) утаhан худэhэн, справа такую же сумочку и нож для мяса (агинские буряты). Использовались вышивка и аппликация. Кроме этого, отделывалась узкая полоска мγшхээhэн, которая проходила вдоль пройм и по самому краю.
Хубайси хупаатхи – аларск. – это неотрезная цельнокроенная безрукавка с узкими проймами, к низу расклешенная, на подкладке. В отдельных случаях она имела очень широкий подол и полы нахлестывались друг на друга. Материал – хлопчатобумажные ткани, шерстяное сукно; нарядные изготавливались из шелка, плиса, чесучи и т. п. Подол в расправленном виде представлял собой полукруг – в него иногда вставляли треугольные клинья, безрукавка хубайси имела плечевой и боковой швы (не всегда), при узкой ширине ткани спинку тоже делали со швом. Борта переда украшали полосками из черного сукна, сатина или тесьмой. Считается, что на хубайси обязательно должна была быть декоративная окантовка (в том числе и по проймам). И. Е. Тугутов писал: «У всех северных и западных бурят можно встретить многоцветное вышивание на … дэгэлээ и хубайси: тканье, аппликации шелковыми шнурами, которые имитируют вышивку». Безрукавки в Иркутской области шили из того же материала, что и дэгэлы, или же из ткани, из которой изготавливались полосы отделки дэгэла или терлика.
Отличительными особенностями безрукавок хубайси являлись планки с нашитыми монетами хадалга или круглыми перламутровыми пуговицами эржэн/эрзин вдоль линии борта, характерными больше для праздничных костюмных комплексов. У боханских бурят данное украшение называлось просто тγhэрон «кругляшки». Монеты нашивались от линии горловины (а иногда прямо и от плечевого шва) примерно до линии талии. В некоторых случаях от одной до трех монет нашивали внизу – в углу, образованным линией борта и подолом. Существовало выражение (у боханских бурят): Буту дороо, буту дээрээ – ‘Слишком высоко и слишком низко не надо делать (пришивать) монеты’. Иногда монеты оправлялись в золото или серебро; они могли перемежаться с коралловыми бусами. Их общее количество и стоимость зависели от степени богатства и родовитости владельца, а также от размеров пуговиц или достоинства монет. Однако имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют сказать, что обычно их количество было не менее 11 штук по одному борту. Они пришивались на расстоянии, равном диаметру самой монеты, а чаще впритык друг к другу. Для закрепления монет на изделии в них делали дырки или же пришивали целые монеты крест-накрест, закрепляя нитками. В тяжелые времена монеты вынимались и шли на нужды семьи. Украшение костюмных комплексов монетами по линии борта было одной из самых этнодифференцирующих черт женского костюма, поскольку характерно только для костюма бурят Предбайкалья.
Также отличительными особенностями хубайси являлось то, что они не имели разрезов и были с очень узкими полочками, т. е. борта безрукавок на груди чаще не сходились, в редких случаях полы нахлестывались друг на друга. Соответственно, горловина переда отсутствовала – горловина спинки сразу переходила в линию борта. Безрукавка такого типа была распространена у аларских, унгинских, боханских, осинских бурят Предбайкалья. Безрукавку хубайси не шили из ткани черного цвета.
У западных бурят безрукавка иногда заменялась платком пуулад, очевидно под влиянием христианизации и тесных контактов с русским населением. Вот как описывает Н. Астырев кудинских и идинских буряток во второй половине XIX в.: «… при торжественных случаях, например, угощая гостя, бурятка накидывает на спину, ближе к левому плечу, какой-нибудь платок, хотя бы самый грязный, развернутый во всю величину и завязанный вокруг шеи двумя соседними концами: этот платок служит знаком отличия… без него она ни за что не выйдет к гостю».
У верхоленских бурят бытовала безрукавка – уужа, на которую, вокруг талии, вдоль соединительного шва, нашивалась лента из простого черного материала татааhан шириной в 3–4 пальца, отделанная двумя рядами стебельчатого шва из разноцветных ниток; по бокам свисали шелковые кисти хошоо хонхо. Также отделывалась узкая полоска черного плиса мγшхээhэн, проходившая вдоль проймы и по самому краю безрукавки. К пройме безрукавки под правой подмышкой пришивали шелковый платок уужын γмэдхэл ‘одеяние безрукавки’. В некоторых случаях безрукавка украшалась вышивкой.
Как уже отмечалось, безрукавки – наиболее этнодифференцирующий элемент костюмного комплекса и обязательный атрибут костюма замужней женщины у бурят.9 Они были короткие и длиннополые. Длиннополые в свою очередь подразделялись на: цельнокроеные и отрезные по талии. Безрукавки были свойственны большинству тюрко-монгольских племен.
Важной деталью костюма были рукава – хамсы. У предбайкальских буряток они были довольно широкие, в окате сужались к запястью. При этом проймы и окаты рукавов намного ýже, чем, например у хоринских буряток, у которых проймы практически доходили до талии и, соответственно, окаты рукавов были очень широкими.
Обшлага – туруу, например, у верхоленских бурят, урий у баргузинских – пришивались к концам рукавов и у разных этнических групп варьировались по ширине, подчиняясь общей композиции костюма. Для праздничной одежды обшлага делали из плиса, бархата, оформляли мехом выдры.
Следует отметить, что женские костюмы различных групп предбайкальских бурят в целом отличались единством цветовой гаммы, в отличие от забайкальских бурят и монголов. Например, в Аларском районе женские халаты шили из узорчато-переливчатого шелка светло-сиреневой расцветки, по низу подола пришивали широкую полосу из меха выдры, вырез на груди отделывался черным плисом или бархатом, иногда собольей шкурой.