(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Бурятская иконография. Онгон хозяев огня – Гали Эжэн

По понятиям шаманистов, огонь имеет небесное происхождение. Он появился во время отделения неба от земли. В огне видели сына Эсэгэ Малаан тэнгри и младшего брата солнца и луны. Попадание огня на землю объяснялось раз­лично. По одной версии, огонь украла с неба ласточка, по другой — он будто бы выпал из молниеносной стрелы небесного божества. Есть указания на то, что он произошел от западного неба и западных тэнгриев. Это вполне соответствует характеру, который приписывался духу огня: он считался у бурятов добрым духом, охраняющим детей, постоянно заботящимся о людях, живущих в юрте, оберегающим жилище от проникновения в него различных злых духов (анахаев, бохолдоев) и помогающим удалению последних из юрты.

Приписывание огню очистительных свойств, отмеченное у многих племен, в число которых входят также тюрко- и монголоязычным народы. Дух огня пользовался большим уважением. Предполагали, что, живя в очаге каждой юрты, он увеличивает семью и скот, дарует богатство и счастье, способ­ствует деторождению. Поэтому духам-хозяевам огня оказывалось особое почтение. Утреннее домашнее жертвоприношение огню входило в обя­занности женщин. «Кормили» огонь маслом и жиром, так как думали, что дух огня любит легковоспламеняющуюся пищу. Когда резали скот, то с соответствующими заклинаниями бросали в огонь кусочки мяса и сала. Огонь постоянно поддерживали, так как потухание его рассматри­валось как повод для прекращения рода.

Если в старину огонь обожествлялся как таковой, то позднее культ огня перешел в культ антропоморфных хозяев огня, получивших личные имена. Хозяевами огня считались супруги Сахяадай-нойон и Сахала-хатун. Другое название огня – гали-эжэн. Его представляли себе в об­разе доброго старика с рыжими волосами, одетого в красный халат.

Онгоны огня висели в глубине юрты, на правой, мужской ее половине.

По внешнему виду онгоны хозяев огня отличаются от других онгонов тем, что в нижней своей части имеют карман для жертвоприношений. Сами онгоны представляют собой кусок синей или белой ткани. Стандартного размера для них не суще­ствовало. Встречаются онгоны 30х40 и 50х60 см. Верхний край их выкроен дугообразно, и иногда опушен мехом. К основе пришиты своей верхней частью две, три или четыре узких полоски материи, на каждой из которых нарисовано по одной человеческой фигуре. Над головами их пришито по перу (есть онгоны и без перьев), а под ногами помещен жертвенный помост ширээ (тоже не всегда). В верхней части онгона нарисованы небо (полоса), солнце, луна и звезды, имеется изо­бражение колыбели. Если мы вспомним, что к духу огня обращались с просьбой о даровании детей, то присутствие этого предмета на онгоне станет вполне понятным. Но изображение колыбели могло иметь и самостоятельное значение, так как многие народы Сибири приписы­вали ей магическую силу. По указанию некоторых авто­ров, онгоны хозяев огня, имеющие вид мешка (снаб­женные своеобразным карманом), распространены были у верхоленских бурятов.

Кроме нарисованных, у бурятов часто встречались скульптурные изображении духов огня. Одни из них были вырезаны из дерева и обтя­нуты красной материей, другие вылеплены из глины.