- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Бурятская иконография. Онгон хозяев огня – Гали Эжэн
По понятиям шаманистов, огонь имеет небесное происхождение. Он появился во время отделения неба от земли. В огне видели сына Эсэгэ Малаан тэнгри и младшего брата солнца и луны. Попадание огня на землю объяснялось различно. По одной версии, огонь украла с неба ласточка, по другой — он будто бы выпал из молниеносной стрелы небесного божества. Есть указания на то, что он произошел от западного неба и западных тэнгриев. Это вполне соответствует характеру, который приписывался духу огня: он считался у бурятов добрым духом, охраняющим детей, постоянно заботящимся о людях, живущих в юрте, оберегающим жилище от проникновения в него различных злых духов (анахаев, бохолдоев) и помогающим удалению последних из юрты.
Приписывание огню очистительных свойств, отмеченное у многих племен, в число которых входят также тюрко- и монголоязычным народы. Дух огня пользовался большим уважением. Предполагали, что, живя в очаге каждой юрты, он увеличивает семью и скот, дарует богатство и счастье, способствует деторождению. Поэтому духам-хозяевам огня оказывалось особое почтение. Утреннее домашнее жертвоприношение огню входило в обязанности женщин. «Кормили» огонь маслом и жиром, так как думали, что дух огня любит легковоспламеняющуюся пищу. Когда резали скот, то с соответствующими заклинаниями бросали в огонь кусочки мяса и сала. Огонь постоянно поддерживали, так как потухание его рассматривалось как повод для прекращения рода.
Если в старину огонь обожествлялся как таковой, то позднее культ огня перешел в культ антропоморфных хозяев огня, получивших личные имена. Хозяевами огня считались супруги Сахяадай-нойон и Сахала-хатун. Другое название огня – гали-эжэн. Его представляли себе в образе доброго старика с рыжими волосами, одетого в красный халат.
Онгоны огня висели в глубине юрты, на правой, мужской ее половине.
По внешнему виду онгоны хозяев огня отличаются от других онгонов тем, что в нижней своей части имеют карман для жертвоприношений. Сами онгоны представляют собой кусок синей или белой ткани. Стандартного размера для них не существовало. Встречаются онгоны 30х40 и 50х60 см. Верхний край их выкроен дугообразно, и иногда опушен мехом. К основе пришиты своей верхней частью две, три или четыре узких полоски материи, на каждой из которых нарисовано по одной человеческой фигуре. Над головами их пришито по перу (есть онгоны и без перьев), а под ногами помещен жертвенный помост ширээ (тоже не всегда). В верхней части онгона нарисованы небо (полоса), солнце, луна и звезды, имеется изображение колыбели. Если мы вспомним, что к духу огня обращались с просьбой о даровании детей, то присутствие этого предмета на онгоне станет вполне понятным. Но изображение колыбели могло иметь и самостоятельное значение, так как многие народы Сибири приписывали ей магическую силу. По указанию некоторых авторов, онгоны хозяев огня, имеющие вид мешка (снабженные своеобразным карманом), распространены были у верхоленских бурятов.
Кроме нарисованных, у бурятов часто встречались скульптурные изображении духов огня. Одни из них были вырезаны из дерева и обтянуты красной материей, другие вылеплены из глины.