- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Стилизация геометрического орнамента в изобразительном искусстве
Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов.
Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда. Поля каждой отдельной фигуры отделяются от соседних фигур или крестом, или палочкой, которые исполняют роль перегородки. В других случаях – палочки играют роль самостоятельного орнаментального мотива.
Как самостоятельный орнаментальный мотив, крестовины могут располагаться в непосредственном соседстве друг с другом и образовывать ромбы. Такие ромбы могут фигурировать и как самостоятельные орнаментальные мотивы в комбинации с другими мотивами. Иногда ромбы могут быть разделены продольной полосой, вследствие чего образуются ряды зубцов, иногда даже с закругленными сторонами. Орнаментальный мотив «зубцы» является одним из излюбленных мотивов для украшения боковых краев сундуков. Кроме того, «зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков.
К орнаментальному мотиву «зубцы» тесно примыкает мотив «зигзаг», который может в данном случае рассматривается как контур мотива «зубцы». «Зигзаг» встречается, главным образом, на шубах в виде вышивки, аппликации из шнуровок, и служит дополнением к украшению полихромными полосами бортов и рукавов шубы, а также в виде черненых украшений серебряных блях, изготовляемых кузнецами.
В украшении художественных изделий буряты применяют древнюю космогоническую символику, идущую от времен поклонения стихийным силам и явлениям природы – огню, облакам, горам, солнцу, луне, звездам. Их мы не выделяем в отдельную группу, т.к. все космогонические орнаменты бурят Предбайкалья стремятся к геометризации.
Круг – один из универсальных знаков, обозначавший в неолитическую эпоху Небо, а позже – Солнце, один из самых распространенных мотивов в орнаменте предбайкальских бурят, встречавшийся во многих бытовых предметах. Выяснение символики древних мотивов, применяемых мастерами в декоре бытовых предметов («солнце и луна», «стрела», «роговидный узор»), дает определенную возможность их «прочтения».
Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах – священных изображениях божеств у бурят-шаманистов.
Изображения солнца и луны в виде насеченных металлических пластин четко просматриваются в декоре колчанов предбайкальских бурят. Кроме центральных изображений солнца и луны на колчанах и налучниках имеется обычно много более мелких блях. Возможно, они изображают звезды.
Мотив круга особенно характерен для свадебного наряда невесты – нагрудных подвесок из серебряных монет, расшитых монетами безрукавки и других предметов из приданого. Эти круги рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие новобрачных.
Геометрический орнамент Предбайкальских бурят дает определенную ее устойчивость на протяжении последующих веков.