- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Строение юрты
Существование бурятской семьи основывалось на общности хозяйства - нераздельном владении землей, скотом и орудиями производства. Однако, в отличие от многих других народов, у бурят каждая малая семья, являясь частью большой семьи, жила не в одном общем жилище с остальными семьями, а в отдельных юртах, расположенных около юрты отца. Каждому отделяющемуся сыну родители вместе с ближайшими родственниками и одноулусниками строили новую юрту.
Для этого заготовку строевого леса производили весной и осенью. Материал, заготовленный в новолуние, считался наиболее долговечным, не поддающимся быстрому гниению.
Готовые бревна вывозили на место будущего дома либо сразу, либо через полгода: весеннюю заготовку — осенью, осеннюю — весной. За это время кругляк, освобожденный от коры, успевал подсохнуть, делался легким и удобным для дальнейшей обработки.
Лучшим временем для строительства считалось лето, та его часть, которая падала на короткий сезон между весенними животноводческими и полевыми работами и летним сенокосом, когда мужчины освобождались от срочных работ и занимались повседневными хозяйственными делами. Тогда легче было собрать сородичей со стороны молодой семьи, а также соседей на традиционную бурятскую взаимопомощь — туhаламжа и одним днем возвести коробку сруба.
Подробное описание родовой помощи при строительстве жилья дает Б. Э. Петри. Он пишет: «Постройка нового дома является делом общеродовым. Хозяин должен заготовить в лесу потребное количество бревен. Назначается какой-либо день, и весь род поднимается для того, чтобы перевезти эти бревна в улус, причем, те, у кого больше лошадей, должны выставить и больше подвод. Затем хозяин сам или при помощи наемных рабочих пилит и подготовляет лес для сруба. Когда все готово, он вновь созывает всех, и те в один день всем родом работают. Обычно успевают собрать за этот день сруб и поставить на столбы». Отделочные работы, требующие специальных знаний, выполнялись особыми мастерами по дереву - модошо дарханами, которых чаще всего называли просто дарханами. Они прекрасно знали все приемы и методы обработки древесины и успешно пользовались ими в плотницких и столярных работах. Они применяли технику поперечной рубки - сабшаха, отески - хайха, расколки - хахалха, пиления - хюроодэхэ, долбления - малтаха или тYнхихэ, сверления - нYхэлхэ, острожки - шударха или харуулдаха, склеивания - няаха или сабуудаха, разметки - тэмдэглэхэ, эсхэхэ и т. д. Пользовались разнообразными ручными инструментами. В первую очередь такими, как двуручная пила - хYндэлэн хYроо или хYндэлэн хюроо, ножовка - гар хYроо, колун - согдо или сорбогой hYхэ, широкий плотницкий топор - тарбагай или сарба hYхэ, тесло - ооли hYхэ, пазник - ухами, долото - шYYшэ или hYYшэ, бурав - Yрэм, рубанок - харуул или шударга), фуганок (ута харуул или ута шударга), отборник (дохолон харуул или дохолон шударга) и др. Дарханы возводили кровлю, настилали пол, изготовляли и устанавливали дверное заполнение, пристраивали к срубу, по желанию хозяина, легкие сени и т. д.
Сруб юрты складывался из девяти-двенадцати венцов, общей высотой около двух метров. Для нижнего, окладного венца использовались массивные лиственничные бревна, под которые подкладывались деревянные стулья или подушки - дэрэ, а иногда объемистые куски камня. Стулья и оклад обмазывались березовой смолой — дегтем - дабирхай с тем, чтобы предупредить их от преждевременного гниения. Последующие венцы стен собирались из сосновых и, очень редко, кедровых бревен с накругло обработанной поверхностью - тYхэреэн модон, либо с уплощенной внутренней плоскостью, получаемой оттеской кругляка с одной стороны или раскалыванием его на две половинки - хахад модон.
Сборка сруба осуществлялась последовательным наращиванием оклада все новыми и новыми венцами. Для плотного налегания рядов бревен друг на друга по их нижней стороне выбиралось сквозное полукруглое углубление — паз - хэршээhэн или хобоо. Он вырубался настолько технически безупречно и точно, что практически отпадала надобность в утепляющей моховой прокладке - хYбхэ. Лишь в юртах конца XIX — начала ХХ вв. стали применять утеплитель из мха.
Срубы по высоте редко выходили за пределы двухметровой отметки. В основном они ограничивались высотой в пределах от 160 до 200 см.
Эта особенность обусловлена рядом причин. И, в первую очередь, достижения наилучшего теплового режима. Буряты считали, и не без оснований, что чем ниже высота стен, тем теплее жилище. Во-вторых, низкий сруб требовал и меньшего количества древесины, которую, несмотря на ее изобилие, они расходовали очень и очень экономно. Вероятно, отчасти по этой причине в юртах предшествующих веков редко устраивался деревянный пол. Его заменял сплошной настил из коры хвойных деревьев, а то и просто слой утрамбованной глины. Однако деревянный пол издавна был известен бурятам. На наречии западных бурят он назывался оёор, что в дословном переводе означает «дно». Последнее, по-видимому, было поначалу привилегией только богатых. Но, начиная с середины XIX века, полы стали настилать во всех юртах. Делали его из расколотых пополам толстых плах, обращенных горбылем вниз. После снятия кромок плахи плотно подгонялись друг к другу и укладывались на лаги, концы которых зажимались в гнездах между окладными и первыми венцовыми бревнами. Во избежание прогибов под ними устанавливалось несколько стульев, число которых зависело от диаметра жилища и толщины самих лаг.
В центральной части юрты, под светодымовым отверстием, оставлялась открытая квадратная площадка со сторонами около 150 см, служившая местом для открытого очага – гуламта. Здесь в плане равностороннего треугольника устанавливалось три камня - дYли, на которые водружался чугунный котел - тогоон. С этой же целью мог использоваться и тагаан — устройство в виде металлического обруча с тремя короткими ножками. Относительная стабильность высоты и маловариативность пола не гарантировали такого же постоянства длины стен. Они колебались в достаточно широких пределах, начиная от наименьшего 220 и кончая наибольшим 340 см. Это значит, что площадь юрты была подвержена еще большим изменениям, чем остальные ее параметры.
На колонны укладывались концы горизонтальных перекладин прямоугольного сечения, образующих верхнюю обвязку юрты Она называлась харааса. Углы ее покоились на торцах столбов в специальных гнездах, называемых ама или оноо.
Дымоход располагался в центре кровли и мог иметь любую форму — квадратную, многоугольную, округлую и даже круглую. Выбор его конфигурации целиком зависел от желания заказчика. Но наиболее употребительным был квадрат. За отсутствием обычного оконного проема, он одновременно служил и верхним фонарем, ибо одно волоковое окошко - шагаабар миниатюрного размера, прорубаемое рядом с дверным блоком, совершенно не обеспечивало нормальное освещение жилища. Оконных переплетов также не существовало, так как буряты тогда еще не пользовались ни слюдой, ни стеклом. На волоковое окно натягивали скотский пузырь или брюшину. В холодное время года они обходились просто куском тонконамороженного льда.
Вход в юрту - YYдэн, очень низкий — около полутора метров, располагался с южной стороны. Он обрамлялся коробкой из широких пластин прямоугольного сечения. Боковые брусья, или косяки - эрхин имели глубокий продольный паз, куда вставлялись затесанные концы бревен простенков. Порог - богоhо делался из массивной колоды, так чтобы в гнезда на его концах свободно входили основания косяков. В последнюю очередь устанавливалась притолока - тотого, которая распирала стояки, способствуя упрочению дверного устройства и простенков.
У входа, как правило, устраивался небольшой настил из плах или однокола, заменявший крыльцо в одну ступеньку. В некоторых районах этнической Бурятии получили широкое распространение особые тамбуры, обеспеченные крылечками в несколько ступеней. Они имели вид либо глухих сеней, либо полуоткрытых лоджий с ажурными конструкциями из граненых столбов, перил и фигурных балясин. Сочетание деталей разного профиля давало неповторимый эффект легкости и изящества.
Прирубы и лоджии покрывались сверху строгаными досками на два ската. Спереди устраивался небольшой фронтон из вертикальных досок с выпущенными фигурными концами.
Кроме разного рода веранд, с восточной или северо-восточной стороны юрты пристраивался небольшой прямоугольный сруб, служивший вспомогательным помещением для хозяйственных нужд. Здесь женщины занимались изготовлением продуктов из молока, приготовлением пищи, выгонкой молочного напитка - архи и другими домашними работами. К их услугам имелись разнообразная бытовая утварь и приспособления. Сообщение между двумя частями строения осуществлялось через проем в смежной стене основного объема, находящийся на «женской» половине юрты. Для удобства пользования пристроем, в нем прорубалась дверь, ведущая наружу. После дойки коров и ухода за животными женщины имели возможность попасть в него, минуя юрту.
Пристрой завершался двухскатной крышей, независимой от кровли самой юрты.
Организующим началом внутреннего пространства юрты выступал очаг - гуламта, сначала состоявший из трех камней - дYли или металлического тагана для котла, позднее из железной либо небольшой кирпичной печки. Он устраивался в центре жилища, под дымовым отверстием. Основание юрты делилось на четыре равных сектора, игравших важнейшую роль в создании убранства и организации домашнего быта. Северный сектор располагался напротив двери. Он считался «чистой» стороной жилища. Называлось это пространство хойто тала (северная сторона) или хоймор — почетное место. Западная четверть юрты — баруун тала — именовалась мужской половиной. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье и боевое оружие, словом, все то, без чего была немыслима жизнь мужчины-скотовода. Противоположная, восточная часть - зYYн тала по традиции, считалась женской. Она предназначалась для кровати и постельной принадлежности семьи, запасов продуктов, других предметов домашнего обихода. Последний, четвертый, сектор, занимающий южную часть юрты - урда тала, где располагалась дверь. Здесь, по левую сторону от входа, являющейся продолжением мужской стороны, помещались конская сбруя, орудия животноводства. По правую сторону от входа располагались закрытые шкафы - эргэнэг и Yхэг, открытые полки - таг с различной посудой, емкости для воды и молочных продуктов, другие кухонные и хозяйственные приспособления.