Верхняя одежда девочки до периода полового созревания
Верхняя одежда девочки до периода полового созревания называлась hомон/сомон дэгэл. Детская одежда девочек и мальчиков все еще остается одинаковой по крою и силуэту, так как до периода половой зрелости на девочку смотрели как на чистое существо аруhан, каким считался мужчина. Поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма с соответствующими функциональными назначениями. Тем не менее, в одежде детей этого возраста уже начинают проявляться маркеры пола, связанные с переходом в очередной этап становления в понятии «человек этого мира». Данный момент отражен в атрибутах, элементах одежды и прическе ребенка: пуговицы и петельки (сочетание мужское/женское, где петля – символ женского, а пуговица – мужского). В тункинском и закаменском диалектах эмэ шэлбэ – петля для пуговицы (букв. – “женщина-пуговица”), эрэ шэлбэ – пуговица (букв. – “мужчина-пуговица”). Во-вторых, яркая контрастная вставка на верхней части груди энгэр; в-третьих, у мальчика появляются нож в ножнах, трубка, кисет. К элементам мужского можно отнести и прическу девочки, которой заплетают одну косу гэзэгэ на макушке, сбривая остальные волосы [Бадмаева 1987, с. 67], как и у юноши.
В целом одежда и мальчика, и девочки продолжает указывать на принадлежность их к роду отца: она шьется по единому крою с мужской – с цельнокроеными рукавами, неотрезной по талии и подпоясывается кушаком. Еще К. Д′Оссон в своей работе «История монголов», впервые опубликованной во Франции в 1824 г., писал об одежде «народностей татарской расы» и «их потомков – монголов, калмыков и бурят», что «костюм девушек так походил на мужской, что их трудно было отличить от мужчин» [1937, с. 37]. То же мы встречаем у К.В. Вяткиной и многих других исследователей: «Одежда монгольских девушек никогда не отличалась по своему покрою от мужской» [Цит. по: Кочешков 1973, с. 77]. «Девушки … носят мужские халатики ... так что по костюму ничем не отличаются от подростков мужского пола» [Астырев 1890, с. 31].