- Информация о деятельности ОГБУК «УНЦХНП»
- Документы
- Положения конкурсов
- Сведения о видах предоставляемых услуг
- Методическая литература
- Наши награды
- СМИ о нас
- Виртуальные выставки
- Мастера и художники округа
- Блог руководителя
- Часто задаваемые вопросы
- Культура. Гранты России
- Госуслуги
- Сетевое издание «Орда Инфо»
- Лица Победы
- Гостевая книга
- Мы в социальных сетях
- В поддержку Российской армии
- Целевое обучение в ВСГИК
Виды бурятских поселений
Смена форм жилища у эхирит-булагатов и хонгодоров в конце XVIII — начале XIX вв. знаменовала собой новый этап в жизни бурятского народа, окончательно закрепивший за ними переход к оседлости со стойловым содержанием скота и земледелием на новой агротехнической основе. Заготовка кормов производилась там, где имелись для этого благоприятные природные факторы, как хороший травостой, питательные растения, близкие и легко доступные источники воды и топлива, неглубокий снежный покров, защищенность местности от господствующих зимних ветров и т. д. Все это имело первостепенное значение в выборе покосных угодий, и, соответственно, мест зимних стоянок. Поэтому запасы сена сосредоточивались на заблаговременно выбранных участках, как правило, расположенных в долинах небольших рек или речек, и преимущественно защищенных горными увалами и лесными массивами. Эти урочища постепенно превращались в поселения долговременного пользования, где возводились жилые и хозяйственные постройки капитального типа. Поселения у бурят представляли собой населенные пункты, которые назывались айл. Это слово включало также и такие понятия, как семья, юрта, дом, соседи, жители одной общины. Небольшие селения назывались нуга. Поселения хуторского типа, объединявшие несколько кровно-родственных семей обозначались словом ураг. Зачастую они входили в состав айла, образуя своеобразные островки, участки. Заимки появились у бурят в XIX в. в связи с развитием земледелия, под влиянием русского населения. Некоторые из них со временем превратились в постоянные поселения, относительно малолюдные, в которых проживали преимущественно бедняки и батраки, обязанные выполнять различные сельскохозяйственные работы. В официальных русских документах и научной литературе дореволюционного периода все населенные пункты бурят, за исключением заимок, обозначались тюрко-монгольским словом улус.
Поселения бурят по сезонно-хозяйственному признаку делились на зимние -убэлжэн, hyp; летние - зуhалан, нажаржан. Содержание скота в разные сезоны в различных местах позволяло наиболее рационально использовать имеющиеся пастбища и сенокосные угодья. Каждый род или улус имел определенное родное кочевье - нютаг, право пользования которыми наследовалось. Место для зимника выбирали особенно тщательно, так как это было главное и постоянное место жительства, где были сосредоточены имущество и инвентарь. Зимние поселения старались располагать в местах, защищенных от ветра и имеющих запасы воды. Здесь строили постоянные жилища со всеми хозяйственными постройками, здесь протекала жизнь бурят от 8 до 9 месяцев в году, то есть зимники были основными жилыми и хозяйственными центрами. Семьи, кочевавшие совместно, на летниках производили поочередный выпас скота, собирая отдельно табун лошадей, стадо коров и отару овец. Кроме того совместно производили выполнение трудоемких работ, таких как перекочевка, изготовление войлока, стрижка овец, обучение стригалей и т.д. Так, например, перекочевка из зимних усадеб в летние производилась одновременно всем улусом, причем на летники, где обычно проживали летом старики, женщины и дети, перевозили только самое необходимое. Перекочевка из зимников в летник проводилась организованно. Целый обоз телег, нагруженных домашней утварью, одеждой, постелью и хозяйственными предметами, имеющих отношение к обработке молока, двигался по пути к летникам.
Сезонная перекочевка из зимника в летник и обратно воспринималась бурятами как важное событие и готовились к нему как к празднику. Известно, что два основных тайлгана из трех существующих были приурочены ко времени перекочевок: весенний - на летники, осенний — на зимники. Важным представляется также то, что сакральный культовый объект бариса зачастую устанавливают на путях кочевья из зимника в летник.
С течением времени в силу разных исторических причин происходит постепенное сокращение расстояний между зимними усадьбами и летниками. Во время покоса часть семейства возвращалась на зимники для уборки сена на утугах. Затем, если пашни были ближе к зимникам, то рабочая часть семейства на время уборки хлеба снова переходила в зимник. Но имущество и скот находились еще в летниках. В зимники возвращались только осенью, когда в летниках уже подобрался подножный корм для скота, а в зимниках убрано и заложено в зароды все сено. Корма этого вполне хватает до тех пор, пока после уборки хлеба скот можно будет выпускать на жнивье.
Существует наблюдение, что богатые буряты не кочевали: их привязывал к одному месту дом, многочисленная домашняя утварь, большие запасы хлеба; они уже были привычны к известного рода комфорту, которого нельзя было иметь в летниках. Для них удобнее было жить на два дома - часть хозяйства, скота и рабочих отправляли на заимки, а сами с другой частью оставались на зимниках. Такие буряты кроме русских изб, в которых они жили зимой, имели еще при них и юрты, куда для разнообразия переезжали на лето. Иногда они имели юрты и в летниках, куда отправляли работников с частью скота на общественное пастбище.
Источник: Банаева В. А. "Бурятская юрта"