(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Женская зимняя одежда

Покрой женских шуб даха (по Черемисову) предбайкальских буряток мало отличался от покроя женских шуб буряток Забайкалья [Приложение I: фото 24]. Но отделка имела существенные отличия: весь подол хормой у западных буряток по низу опушали мехом выдры халюун шириной около 10 см. Выше, параллельно меху выдры, по подолу шла шелковая полоса тяза/тяаза, или гизга, шириной в два пальца (у боханских бурят эта полоска носила название буржатка). Чаще всего она была из более светлой ткани с цветочным орнаментом. Еще выше шла полоса черного бархата хилэн примерно такой же ширины, как меховая оторочка (чаще всего чуть ýже). На самом верху была полоса hудаhан/hудhан из парчи или из дорогого штофного шелка с золотым или серебряным позументом. Ее ширина равнялась примерно половине ширины бархатной полосы. Такое же чередование материалов наблюдалось при оформлении обшлагов рукавов, по срезу борта и на груди. Только по груди все повторялось, как пишет Тугутов, «в обратном порядке»: сверху нашивали широкую, с уступом полосу выдры, затем ее окаймляли узкой, в два пальца полосой бархата, бархат же в свою очередь окаймляли более широкой лентой дорогого шелка [1958, с. 123]. Обшлага у зимней одежды опушались мехом молодого барашка или бобра. Выступы меховых обшлагов защищали кисти рук в холодную погоду. В литературе отмечается, что восточные буряты не носили рукавиц. В XX в. обшлага нарядных дэгэлов стали шить отдельно, а затем пристегивали пуговицами, чтобы они не мялись при хранении одежды в сундуке.

Отделка зимней женской одежды практически не отличалась от летней. Декоративные полосы сохранялись на тех же частях, что и на летней. Дополнением являлись лишь мех выдры, нашитые на грудь шубы и на концы рукавов [Тумахани 1970, с. 13] и нередко доходила почти до талии. Если в декоративном оформлении дэгэлов у хори и южных бурят основной акцент делался на воротник, рукава, подол и линию талии. А у западных бурят – на грудь, борта, концы рукавов и подол.

Представляется необходимым обратить внимание на крой деталей верхней одежды. Воротник кроился в форме стойки, а к началу XX в. иногда делался отложным. У западных буряток ворот часто изготавливался из меха. И. Е. Тугутов считает, что «у иркутских бурят, разумеется, более состоятельных, излюбленным мехом для окантовки бортов и для воротника стали выдра и бобр, для бедноты – молодой барашек. В Забайкалье более распространен был лисий мех» [1958, с. 127].

Рукава зимней одежды западных бурят не были длинными, т. к. не было необходимости закрывать кисти рук, поскольку они носили рукавицы бэлэ, бэлэй. Рукава оканчивались манжетами хγбээ, которые оформлялись мехом выдры, полосками цветных тканей, лент или бархатом в том же порядке, что и на подоле и линии борта. Перед манжетами рукава немного стягивались в сборки.

Лиф сээжэ в одежде буряток Иркутской области был прямым до талии, как в одежде жительниц Кяхтинского района и у селенгинских бурят, в Закамне и Тунке лиф одежды книзу расширялся. Л. Л. Викторова отмечала, что само слово энгэр обозначало вообще переднюю сторону одежды у монгольских племен. Примечательно, что это слово служит синонимом слова «южный», которое в монгольском языке однозначно со словом «перед», «передний». В то время как спинку называли ара тала “задняя сторона” [1977, с. 176]. Это показывает, что в традиционном сознании монгольских народов костюм членился не только по вертикали, но и по горизонтали.

Линия талии в одежде буряток Иркутской области, как и у хоринских, была горизонтальной. Но предбайкальские буряты внутреннюю правую полочку лифа, закрытую широкой верхней левой полочкой, часто кроили, как и спинку, из более дешевых тканей. К тому же она была намного ýже верхней левой полочки, так как скашивалась прямо от воротника (а воротник у западных бурят не сходился на горловине). На лифе была широкая декоративная меховая (шириной 18–20 см) четырехугольная нашивка энгэр, закрывавшая почти всю грудь, окаймленная полосами (6–7 см) бархата, парчи или сукна. Как писала Р. Д. Бадмаева о предбайкальской женской одежде, эта отделка халата определяет своеобразие декоративного решения [1982, с. 31], в то время как у баргузинских бурят меховая полоса была шириной всего 3–4 см [Она же, 1987, с. 92]. По нашим сведениям, у эхиритов Баргузинского района меховая полоса была широкой, как в Предбайкалье.

Шов по линии талии не украшали. Если овчина была дымленая (т. е. не покрывалась сверху тканью), то сборка покрывалась сверху узкой, в полтора пальца, полоской темного плиса. Такой же полоской отделывали шубу по груди, а по низу, вдоль всей полы плисовая отделка была шире – в 2–2,5 пальца. Если же шубу покрывали материалом (дешевой синей или коричневой далембой), то она не окантовывалась вдоль груди и полы [Тугутов 1958, с. 120].

Подол хормой у всех групп бурят был длинный и широкий, изготовлялся из прямых полотен, количество которых зависело от ширины ткани. Верхний край стягивали в складки. Верхняя пола урда хормой по борту и низу подола обшивалась бархатом черного или темно-синего цвета, узорным декоративным шелком. Такое оформление подола было распространено повсеместно. К этому добавляли полоску из выдры, а бархат использовали черный, иногда цветной (чаще бордовый). Отличительным элементом отделки верхней полы в Предбайкалье было также декоративное оформление вертикального шва стачивания полотнищ подола, который проходил вертикально от линии талии до низа подола по левому боку. Его оформляли полосой выдры, бархата хилэн, узорчатой парчой hудаhан/hудhан. Другими словами, порядок расположения декоративных полос был такой же, как и по срезу борта, за исключением шелковых вставок тяза, или гизга. Такое оформление левого бока вкупе с отделкой борта и подола создавало иллюзию передника (фартука) в женской верхней одежде западных бурят. Одежда западных бурят, в отличие от одежды восточных, имела не такой глубокий запáх, т. е. линия среза верхнего борта не доходила до правого бокового шва.

Нижняя пола дотор хормой или зосоото хормой [Самбуева 2004, с. 12], как правило, была ýже верхней. В повседневной одежде использовалось сукно, а также хлопчатобумажная ткань зеленого и черного цвета.

Одежда, как важный маркер традиционной культуры выполняла множество функций: практическую, маркера социального статуса, апотропейную, эстетическую, этнодифференцирующую и др.