(3954-1) 3-03-13
п. Усть-Ордынский,
ул. Ербанова, 15г

Выставка "Вблизи священного Байкала"

Выставка художественных произведений ОГБУК «УНЦХНП» под названием «Вблизи священного Байкала» была представлена в Бугульдейском доме культуры. Экспозиция включала в себя разнообразные артефакты, отражающие культурное наследие региона, такие как гобелены из конского волоса, декоративные панно из войлока, металла и кожи, бурятские сундуки, традиционные костюмы, а также живописные работы.

Центральным элементом выставки являлась фотозона, где были представлены бурятские сундуки работы Тулохонова Фёдора, украшенные орнаментом западных бурят. Особое внимание привлекали войлочные куклы «Хоер харгын убгэд» (Два дорожных старца), созданные Алсаткиной Анжеликой. Эти произведения искусства иллюстрируют культ заянов «Харгын Хоёр», символизирующих путеводителей и защитников в дороге, дарующих путникам силы и удачу. Фотозона также включала войлочное панно «Хусын эбэр» работы Харгаевой Юлии, вдохновлённое традиционным войлочным матрасом «шэрдэг», являющимся неотъемлемой частью приданого невесты. Кроме того, на фотозоне были представлены два комплекта конской упряжи на стилизованных деревянных подставках, изготовленные Михайловым Юрием, а также традиционные костюмы. Мужской костюм включал дэгэл, шапку «татар малгай» и наборный пояс.

Дэгэл, распашная одежда без отрезной талии и расклешенная к низу, с запахом левой полы на правую и воротником-стойкой, была широко распространена среди бурят с учетом территориально-родовых различий. В Предбайкалье преобладал эрэ дэгэл с опущенными обшлагами и грудной частью верхней полы (энгэр), украшенной мехом. Энгэр состоял из широкой полосы меха и более узкой полосы бархата, с оторочкой из меха и бархата по подолу, манжетам и воротнику, что обеспечивало практичность в носке и упрощало чистку одежды.

Шапка «татар малгай» имела форму колпака из камусов с узкой меховой оторочкой по краю, преимущественно сохранившаяся у бурят Предбайкалья. Название «татар малгай» (татарская шапка) указывает на возможное заимствование этого головного убора у татар.

Наборный пояс представлял собой кожаный двухслойный ремень с подвижным соединением звеньев посредством кожаной перемычки, покрытый железными пластинами с декоративной насечкой серебром. Пластины были сгруппированы в четыре звена из трех узких пластин, закрепленных заклепками по краям и центру. Длинные узкие пластины слегка перегнуты по горизонтали, а крайние пластины имели форму трапеции. Ремень снабжен пряжкой, что делает его функциональным и эстетически привлекательным элементом костюма.

В экспозицию выставки вошли гобелены, созданные Осиповой Екатериной и Ротькиной Ксенией. Осипова Екатерина, признанный мастер ткачества из конского волоса, представила работы, отличающиеся высокой детализацией и искусным подбором цветовой палитры, такие как «Хозяйка тайги», «Хун Шубун», а также гобелены малой формы «Всадник» и «Люди в юрте». Ротькина Ксения, художник-конструктор, начавшая работу в Центре с января 2025 года, также сделала значительные успехи в освоении ткачества из конского волоса. Её работы, включая «Воин», «Предки», «Юрта» и гобелены из серии «Бурятская орнаментика», а также живописные картины «Шаман» и «Нангин морин», привлекли внимание посетителей выставки.

Декоративные панно из металла, созданные Куклиным Эдуардом и Буиновой Эльвирой, включали работы «Поклонение предкам», «Родовые игры» и диптих «Предки». Особое место среди экспонатов занимало панно «Лувсууд-хан», выполненное из дерева, кожи и металла, представляющее западного тэнгри в образе старца, отвечающего за все проявления водной стихии. Это произведение, созданное в честь обряда, проводимого при таянии льда на реках, символизирует мольбу о благоприятной погоде.

Буинова Эльвира, художник-конструктор и ювелир, присоединившаяся к Центру в ноябре 2024 года, представила работы «Облавная охота. Шишкино», «Перекочевка. Шишкино», а также панно «Буха нойон», выполненное в технике чеканки.