Приглашаем посетить выставку мастеров и художников Усть-Ордынского Бурятского округа «Дарханай газар – Земля мастеров» выставочный зал – юрта, паромная переправа пос. Сахюрта, Ольхонский район, Иркутская область июль-август 2016 года
Дата добавления: 12.07.2016, 15:21:00
Основу творчества мастеров и художников Усть-Ордынского Национального центра художественных народных промыслов составляют бурятские национальные традиции, сюжеты, которые навеяны древними сказаниями, космическими мифами степного народа.
В последние годы возрос интерес общественности к древнейшей религии человечества - шаманизму, к возрождающейся традиционной вере, которая является неотъемлемой частью национальной культуры. Этническое искусство, шаманизм – за всем этим стоит экологическое мировоззрение: бережное отношение к природе, уважение к предкам, знания своих корней. Главное в шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов с помощью особых людей, шаманов можно влиять на них, чтобы обеспечить благополучие. Этой теме посвящены произведения Осиповой Екатерины «Шаман», «Шаманка» и «Полет».
Религиозные идеи, связанные с небом и небесными явлениями, получили развитие, и нашли яркое отражение в творчестве Алсаткиной Анжелики, где представлены изображениями различных духов неба и небесных светил. Серия произведений декоративно-прикладного искусства «О Тэнгриях» Алсаткиной Анжелики посвящена многочисленным духам неба.
На небе, по представлениям шаманистов, живет божество — Эсэгэ Малаан тэнгри - «отец - плешивое небо». Представляли его себе в виде старика, постоянно фигурирующего в призываниях, мифах и легендах в качестве доброго, благодетельного божества, подателя жизни, счастья и всякого благополучия. Чаще всего он, как и хан Тюрмас тэнгри, оказывался в роли главы западных тэнгриев. Когда шаманисты пели хвалебный гимн в честь неба, то в своих обращениях называли его «небо, наш великий предок», откуда следует, что с небом связывались представления о происхождении бурятского народа.
Кроме неба (как такового) изображаются различные второстепенные и даже третьестепенные духи неба. Небесные духи олицетворяли собой небо, разделенное на части, в чем следует видеть дальнейшее усложнение представлений о небе. Это были духи западного и восточного неба, духи, изображавшие собой сыновей и дочерей небесного божества и их потомство. Говоря о духах неба, необходимо иметь в виду, что к ним же причислились и души «знаменитых» шаманов, которые, по мнению бурятов, после смерти возносились на небо. К этой же категории относились и души некоторых простых людей. Таким образом, количество духов неба постоянно возрастало. Однако последняя категория их, превратившихся в небесных духов, не отождествлялась полностью с духами собственно неба и составляла для шаманистов низшую их категорию.
Многочисленные духи неба назывались тэнгриями (от бурятского тэнгэри — «небо») и ханами (в этнографической литературе также хатами, хадами) Ханы считались потомками и посланцами тэнгриев. Эти небожители имели, кроме того, личные имена, которые, как показывают исследования, составлены были из существительных и прилагательных, характеризующих различные свойства и состояния видимого неба и атмосферы. Всех тэнгриев буряты разделяли на две большие неравные группы. В первую входили 55 добрых западных тэнгриев, во вторую — 44 злых восточных.
По другим представлениям на небе существует своя жизнь, где обитают Тэнгэри, которые произошли от Вечного Синего Неба. Существуют 55 западных, 44 восточных , 77 северных , 33 верхних и т. д. Они олицетворяют явление неба и атмосферы и человеческую деятельность в различных её проявлениях и поэтому, их считают хозяевами: снега, молнии и грома, войны, мужества и различных болезней.
Почитание Анжелики Алсаткиной солнца и луны отразилось в работах «Солнцеворот», «Солнце госпожа» и «Луна серебристый господин».. Солнце (наран) играло большую роль для человека на ранних ступенях его развития. Во время жертвоприношений (тайлганов) духи солнца и луны призывались вместе с духами неба, земли и воды.
Первоначально буряты поклонялись видимым светилам и изображали их в форме простых или лучистых кружков, позднее, в связи с развитием процесса антропоморфизации природы, солнце и луну наделили особыми «хозяевами» и стали рисовать их в виде человеческих фигур. В хозяевах солнца и луны видели лиц женского пола — Наль Хатан и Саль Хатан, хотя при этом подразумевалось и наличие мужской половины. По другим данным, хозяйкой солнца и луны была Шандангин-Хандангин. Впоследствии женская природа сохранилась только за солнцем, луна же стала рассматриваться как мужчина, муж солнца.
Территориальные божества нашли свое отражение в произведении «Ажирай Бухэ – хозяин верховьев Лены».
Определяющую роль в творчестве Алсаткиной Анжелики Борисовны играют онгоны. Онгон – дух предка семьи или рода, его культовое изображение. Существовали культовые изображения духов нарисованные краской на материи, сшитые из тряпок, вырезанные из войлока, дерева, жести или вылепленные из глины. Распространены были онгоны в виде шкурок пушных зверей — колонка, хорька, зайца, соболя и др. Иногда к таким онгонам прикреплялись небольшие металлические фигурки человека, ленточки или маленький бубен.
Изображения онгонов представляли собой фигуры людей и животных, трактованные большей частью крайне схематично. Но круг идей, связанных с этими изображениями, был очень широк и охватывал собой представления о вселенной, о небе и небесных светилах, об огне, о различных духах, о причинах болезней, о загробной жизни и т. д.
Онгоны изготовлялись для «вселения» в нарисованные на них изображения тех или иных духов с целью заручиться их помощью и покровительством или избежать их преследования. Рисунки на онгонах обычно делал приглашенный шаман, но этот обычаи не всегда строго соблюдался. Можно предполагать, что в старину онгоны изготовлялись самими членами семьи, заинтересованными в установлении благоприятных для себя отношений с духами. Иногда исполнение рисунков поручали знающему старику.
Буряты-анимисты верили, что с помощью рисунков и совершаемых над ними действий (оживление изображений, надевание на них богатой одежды, принесение жертв, произнесение молитв, обращенных к духам и т. д.) можно добиться тех или иных положительных результатов. В экспозиции выставки представлены покровители – онгоны. «Хоринские две заянки» Алсаткиной Анжелики.
Символы преемственности традиций, священной связи с корнями родной земли изображены в декоративном панно Ажуновой В. В. «Мировое древо» изготовленное из войлока и конского волоса. Считалось, что душа человека после его смерти перемещается в родовое дерево, затем в образе птицы достигает «верхнего мира».
В экспозиции представлены декоративныепанно Алексеевой Клавдии и Алексеевой Маргариты «Дарханай газар – Земля мастеров» и «Тотемы» из войлока, конского волоса и металла.
Поклоняясь зверю, птице, лесам и горам, древний человек связывал свое происхождение с определенным зверем или птицей. Ценности и нормы древнего общества были заложены в идее мифоэпической картины мира, когда человек не отделял себя от природы. Вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и животными, растительным мирами, иногда природными явлениями и неодушевленными предметами воплощается в тотем. Все, что окружало человека, представлялось ему человекообразными существами в образе животных, поэтому в большинстве случаев тотемами являются животные. Тотем воспринимается в качестве прародителя – сотворителя – божества. Этот образ со временем приобретает магический и мифический характер.
Все художественные произведения сделаны исключительно из натурального материала, удачно сочетающегося в произведениях мастеров и художников.
Техники, в которых работают авторы, своеобразны по стилю. В каждом материале они видят свою особую фактуру и богатство цвета.
Дерево, войлок, кожа, были известны бурятам издавна и успешно применялись еще в древности. Сочетание национальных традиций и природных материалов – отличительная черта всех произведений художников УНЦХНП.
Так же принимаем заявки на проведение экскурсии, вход - 100 рублей с человека!!!!!!!